Паспорт
№
п\п
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Образовател. учреждение
«Принято»: должность,
ФИО, протокол №, дата
«Утверждено»: ФИО
директора, пр.№ дата
ДОП,название
Направленность ДОП
Охват по возрасту
Срок реализации
Автор-разработчик:
ФИО, должность
Территория, год
МОУ ДО «Турунтаевский Дом детского творчества»
Педсовет, Протокол №___ от __________
Вшивкова О.А., Приказ №___ от __________
Школа безопасности
Социально - гуманитарная
Учащиеся 10-14 лет общеобразовательных школ
1 год
Трофимов Данила Андреевич педагог
дополнительного образования
Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.
Турунтаево
Основные характеристики программы
1.Пояснительная записка
1.1. Название ДОП
Тип программы
Направленность
1.2. Актуальность
1.3.
Отличительные
особенности ДОП
1.4.
Педагогическая
целесообразность
1.5.
Цель программы
1.6.
Задачи программы
Школа безопасности
Модифицированная
Социально – гуманитарная
Обеспечение безопасности личности, общества и
государства. Современный подросток живет в мире
техногенных и социальных рисков. Программа
призвана сформировать у обучающихся практические
навыки поведения в различных чрезвычайных
ситуациях, способствовать осознанному выбору
модели поведения, ответственного отношения к
своей жизни и здоровью, а также к безопасности
окружающих.
Комплексный подход к изучению основ безопасности
жизнедеятельности, интегрирующем знания из
медицины, экологии, психологии и права. Программа
делает акцент на проектную и исследовательскую
деятельность, использование интерактивных форм
обучения и современных цифровых ресурсов.
Программа заключается в применении
деятельностного подхода, технологий проблемного
обучения и коллективного творчества. Это позволяет
не только передавать знания, но и формировать
ключевые компетенции: умение анализировать
обстановку, принимать решения, действовать
самостоятельно и в команде.
Формирование у обучающихся сознательного и
ответственного отношения к вопросам личной и
общественной безопасности, практических навыков и
умений поведения в экстремальных ситуациях.
Обучающие:
-Изучить основные виды и причины чрезвычайных
2
1.7.
1.8.
ситуаций природного, техногенного и социального
характера.
-Освоить алгоритмы действий и правила поведения
в различных ЧС.
-Сформировать знания в области основ
медицинских знаний и здорового образа жизни.
-Обучить основам оказания первой помощи
пострадавшим.
Развивающие:
-Развивать аналитические способности, умение
оценивать обстановку и принимать грамотные
решения.
-Развивать психологическую устойчивость к
стрессу в опасных ситуациях.
-Совершенствовать коммуникативные навыки и
умение работать в коллективе.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство личной и коллективной
ответственности.
-Формировать активную жизненную позицию и
сознательное отношение к сохранению жизни и
здоровья.
10-14 лет
Возраст обучающихся,
согласно
дифференциации
Формы занятий
Групповые, индивидуальные
2.Объем программы
2.1
2.2.
2.3.
Объём программы (колво час.на весь период
обучения)
Срок реализации ДОП
(кол. недель, мес., лет)
Режим занятий (ск.раз в
нед., всего по годам
обучения)
1 год обучения – 144 часа
36 недель, 9 месяцев, 1 год
2 раза в неделю по 2 часа
3.Планируемые результаты
3.1
Планируемые результаты
(ЗУН):
-Основные виды ЧС, их причины и возможные
последствия.
-Правила безопасного поведения в быту, на улице, на
природе, в школе.
-Основы российского законодательства в области
безопасности.
-Основные принципы оказания первой помощи.
-Правила поведения в толпе, при террористической
угрозе, при общении с незнакомцами.
Обучающиеся должны уметь:
-Предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их возникновения.
-Обращаться за помощью в экстренные службы.
-Оказывать первую помощь при травмах,
кровотечениях, переломах, ожогах, отравлениях и др.
3
3.2
Способы и формы
проверки результатов
(система оценочных
средств, мониторинг
эффективности ДОП)
-Пользоваться средствами индивидуальной защиты.
-Эвакуироваться из зоны опасности.
-Пользоваться первичными средствами
пожаротушения.
Обучающиеся должны иметь навыки:
-Самостоятельности и ответственности за свои
действия.
-Взаимопомощи и работы в команде.
-Быстрой реакции и принятия решений в стрессовой
ситуации.
-Пропаганды знаний в области безопасности среди
сверстников.
Результативность реализации: Организация
тестирования и контрольных опросов по ТБ;
проведение викторин, смотров знаний по ТБ;
организация игр-тренингов; анализ результатов
деятельности; участие во всех мероприятиях по
данному направлению, распространение листовок по
школам, выступление перед учащимися школы;
Содержание программы
2.1.Учебно-тематический план
2.1.1 Перечень разделов, тем,
всего час, практические
теоретические занятия,
форма контроля по годам
обучения (см. УТП на 36
недель)
(Учебно-тематический план по годам см. стр 11-16)
2.2.Содержание тем по годам
2.2.1 Основные понятия курса
2.2.2 Краткое описание
теоретических и
практических аспектов
по разделам УТП
-Чрезвычайные ситуации природного характера
-Чрезвычайные ситуации техногенного характера
-Пожарная безопасность
-Основы оказания первой помощи
-Безопасность на дорогах и в транспорте
-Ориентирование на местности. Основы выживания.
-Криминогенные ситуации и личная безопасность
Раздел 1. Вводный модуль. Основы комплексной
безопасности
Теоретический аспект: Знакомство с понятием ЧС,
их классификацией (природные, техногенные,
социальные), принципами обеспечения безопасности,
анализ причинно-следственных связей
происшествий.
Практический аспект: Решение ситуационных задач,
разработка индивидуального «паспорта
безопасности», анализ опасных ситуаций в
повседневной жизни.
Раздел 2. Пожарная безопасность
Теоретический аспект: Изучение причин пожаров,
правил поведения при возгорании, видов
огнетушителей и систем противопожарной защиты.
Практический аспект: Отработка использования
4
2.2.3 Формы контроля по
разделам и уровням:
стартовый, базовый,
продвинутый
огнетушителей, эвакуация из задымленного
помещения, подготовка агитационных мероприятий.
Раздел 3. Безопасность на дорогах и транспорте
Теоретический аспект: Правила ПДД для
пешеходов, велосипедистов, пассажиров, поведение в
транспорте.
Практический аспект: Ролевые игры, оказание
первой помощи при ДТП, практическое вождение
велосипеда.
Раздел 4. Безопасность в быту и на природе
Теоретический аспект: Опасности городской среды,
правила обращения с электроприборами, поведение
на воде и в условиях опасных погодных явлений,
основы выживания.
Практический аспект: Ориентирование на
местности, оказание помощи при укусах,
отравлениях, сооружение укрытий.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и ЗОЖ
Теоретический аспект: Основы первой помощи,
виды травм и кровотечений, алгоритмы действий в
неотложных ситуациях, принципы ЗОЖ.
Практический аспект: Отработка навыков
наложения повязок, шин, проведение СЛР на
манекенах, вызов экстренных служб.
Раздел 6. Криминогенные ситуации и личная
безопасность
Теоретический аспект: Правила поведения в толпе,
защита от мошенничества, действия при угрозе
терроризма, основы самообороны.
Практический аспект: Разбор кейсов, ролевые игры,
тренинг по самообороне, отработка поведения в
конфликтных ситуациях.
Раздел 7. Защита от ЧС природного и
техногенного характера
Теоретический аспект: Характеристика ЧС, правила
поведения, средства индивидуальной и коллективной
защиты.
Практический аспект: Изготовление ватномарлевых повязок, использование СИЗ, решение
ситуационных задач, тактические игры.
Раздел 8. Итоговый модуль. Проектная
деятельность и соревнования
Практический аспект: Разработка и защита
групповых проектов, проведение соревнований по
пройденным темам, подведение итогов года.
-внешняя оценка: мероприятия различного уровня конкурсы, соревнования, акции, агитационные
мероприятия.
-внутренняя оценка: педагогическое наблюдение,
анкетирование, тестирование, защита проектов и
презентаций, организация и участие в мероприятиях,
конкурсах, акциях.
5
2.3.Календарно-тематическое планирование
2.3.1 Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий,
количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году
обучения (см. стр. 20-27)
Организационно-педагогические условия
3.1
Методическое обеспечение ДОП
(методики, технологии)
3.2
Метод. виды продукции
3.3
Условия реализации ДОП
(ресурсы для проведения
занятий)
В процессе обучения предусматриваются
следующие методы обучения- словесный
метод: беседа, рассказ, объяснение,
сообщение, обсуждение, диалог,
консультация, инструктаж; - нагляднодемонстрационный метод: демонстрации
таблиц, схем, иллюстраций, картин, рисунков,
предметов, информационного материала; практический метод: выполнение работ с
применением полученных знаний,
практические задания; - проектноисследовательский: творческие проекты с
элементами исследования; - диалогический
метод; - метод информационной поддержки:
самостоятельная работа со специальной
литературой, журналами, Интернет-ресурсами.
- игровые; - методы опроса: собеседование,
тестирование; - объяснительноиллюстративный, репродуктивный,
дискуссионный метод;
- метод воспитания: убеждение, поощрение,
стимулирование, мотивация и др. Формы
организации учебного занятия: беседа,
занятие-фантазия, занятие-игра, занятиемастерская, занятие коллективного творчества,
занятие-соревнование, защита творческих
проектов, конкурсы, праздник, практическое
занятие, презентация, экскурсия, выставки
(мини-выставки, выставки к знаменательным
датам, итоговые выставки).
рисунки и плакаты,
миниатюры и макеты,
фотографии и видеосюжеты,
конструкции и игрушки своими руками.
«Первая помощь»:
-Тренажер-манекен для отработки сердечнолегочной реанимации
-Учебные аптечки
-Плакаты по анатомии и первой помощи.
«Пожарная безопасность»:
-Огнетушители пневматические (учебные) для
отработки навыков тушения.
-Противогаз учебно-тренировочный (ГП-7 или
аналоги).
-Ватно-марлевые материалы для изготовления
повязок.
6
3.4
Используемая литература
-Макет пожарного щита.
«Ориентирование и выживание»:
-Компасы (1 на 2-3 учащихся).
-Топографические карты и планы местности.
-Веревки альпинистские (для вязки узлов).
«Безопасность на дорогах»:
-Набор дорожных знаков (уменьшенные
макеты).
-Планшеты с изображением перекрестков и
типовых дорожных ситуаций.
«ЧС»:
-Макет «тревожного чемоданчика» с
содержимым.
-Плакаты и схемы по действиям в различных
ЧС.
-Информационно-методическое обеспечение:
Технические средства: Ноутбук, проектор
или интерактивная доска, экран для показа
учебных фильмов, презентаций
Учебно-наглядные пособия: Плакаты по
всем темам курса (ЧС, ПДД, первая помощь,
противопожарная безопасность).
Раздаточный материал: Инструкционные
карты, алгоритмы действий, памятки, бланки
для тестирования.
Список использованной литературы (для
педагога)
1.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы
безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы.
Учебник. — М.: Просвещение, 2020.
2.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов
А.Т.
и
др.
Основы
безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы. Учебник. —
М.: АСТ, Астрель, 2019.
3.
Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая
помощь: учебник для водителей. — М.: Мир
автокниг, 2018.
4.
Топоров И.К. Методика преподавания
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных
учреждениях. — М.: Просвещение, 2017.
5.
Шолох В.П., Юрьева М.И., Дурнев Р.А.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Проектная деятельность. 5-9 классы. — М.:
Издательство "Экзамен", 2018.
Список
литературы
для
детей
и
рекомендованной для использования
1.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы
безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. —
М.: Просвещение, 2020.
2.
Гальперштейн Л.Я., Дыгало В.А. Моя
первая книга о безопасности. — М.: Росмэн,
7
2017.
3.
Усачев А.А., Березин А.И. Основы
безопасности жизнедеятельности. — М.: АСТ,
2019. (В стихах и иллюстрациях).
4.
«Детская энциклопедия МЧС»: журнал
для детей и подростков.
5.
Иванова Л.В. Первая помощь для детей.
Энциклопедия для родителей и педагогов. —
М.: Эксмо, 2020 (для совместного изучения с
взрослыми).
Интернет-ресурсы
1.
Официальный сайт МЧС России
(мчс.рф). Разделы: «Детская страница»,
«Противопожарная пропаганда».
2.
Портал детской безопасности МЧС
России «Спас-Экстрим» (spas-extreme.ru).
3.
Официальный сайт ГИБДД (гибдд.рф).
Раздел «Детская безопасность».
4.
Интерактивный
образовательный
портал «Дорога без опасности» (bddeor.edu.ru).
5.
Всероссийское добровольное пожарное
общество (ВДПО.рф). Раздел «Детям о
пожарной безопасности
8
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Нормативная правовая база
Программа разработана на основании:
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
-Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
-Постановления Главного
государственного
санитарного
врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-Устава МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ» (15.09.2021).
1.2. Основные характеристики программы
Основная направленность программы - социально-гуманитарная
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она
является предметной с упором на специализацию по профилактике правил пожарной
безопасности.
Актуальность программы обусловлена возрастанием роли человеческого фактора
в обеспечении безопасности личности, общества и государства. Современный подросток
живет в мире техногенных и социальных рисков. Программа призвана сформировать у
обучающихся практические навыки поведения в различных чрезвычайных ситуациях,
способствовать осознанному выбору модели поведения, ответственного отношения к
своей жизни и здоровью, а также к безопасности окружающих.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению основ
безопасности жизнедеятельности, интегрирующем знания из медицины, экологии,
психологии и права. Программа делает акцент на проектную и исследовательскую
деятельность, использование интерактивных форм обучения и современных цифровых
ресурсов.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в
применении
деятельностного подхода, технологий проблемного обучения и коллективного творчества.
Это позволяет не только передавать знания, но и формировать ключевые компетенции:
9
умение анализировать обстановку, принимать решения, действовать самостоятельно и в
команде.
Адаптация
программы проведена
с
учетом
возрастных
особенностей
подросткового периода (10-14 лет), уровня их подготовки и современных вызовов в
области безопасности.
Цели и задачи
Цель программы: Формирование у обучающихся сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и
умений поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
Изучить основные виды и причины чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
Освоить алгоритмы действий и правила поведения в различных ЧС.
Сформировать знания в области основ медицинских знаний и ЗОЖ
Обучить основам оказания первой помощи пострадавшим.
Развивающие:
Развивать аналитические способности, умение оценивать обстановку и
принимать грамотные решения.
Развивать психологическую устойчивость к стрессу в опасных ситуациях.
Совершенствовать
коммуникативные
навыки
и
умение
работать
в
коллективе.
Воспитательные:
Воспитывать чувство личной и коллективной ответственности.
Формировать активную жизненную позицию и сознательное отношение к
сохранению жизни и здоровья.
Возраст обучающихся: 10-14 лет
1.3. Объем программы
Объем программы. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся
по 4часа в неделю в соответствии с учебно-тематическим планом, общее количество часов
составляет за учебный год 144 часа.
10
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Год обучения
1 год
Количество
занятий в
неделю
2 раза
Продолжительность Недельная
одного занятия
нагрузка
40 минут
Количество
часов в год
4
144
1.4. Формы и методы организации образовательного процесса
Формы работы: групповые и индивидуальные занятия, практикумы, ролевые и
деловые игры, тренинги, экскурсии, проектная деятельность, конкурсы, викторины,
соревнования, встречи со специалистами (МЧС, ГИБДД, медиками).
Методы и приемы:
Словесные: лекция-беседа, объяснение, дискуссия, инструктаж.
Наглядные: демонстрация плакатов, схем, видеофильмов, презентаций,
макетов.
Практические: отработка алгоритмов действий, решение ситуационных
задач, мастер-классы, оказание первой помощи на тренажерах.
Проектные: разработка и защита индивидуальных и групповых проектов.
Формы подведения итогов: тестирование, контрольные опросы, защита проектов,
участие в соревнованиях, решение кейсов, проведение учебных тренировок.
1.5. Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
Основные виды ЧС, их причины и возможные последствия.
Правила безопасного поведения в быту, на улице, на природе, в школе.
Основы российского законодательства в области безопасности.
Основные принципы оказания первой помощи.
Правила поведения в толпе, при террористической угрозе, при общении с
незнакомцами.
Обучающиеся должны уметь:
Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их
возникновения.
Обращаться за помощью в экстренные службы.
Оказывать первую помощь при травмах, кровотечениях, переломах, ожогах,
отравлениях и др.
Пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Эвакуироваться из зоны опасности.
11
Пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Обучающиеся должны иметь навыки:
Самостоятельности и ответственности за свои действия.
Взаимопомощи и работы в команде.
Быстрой реакции и принятия решений в стрессовой ситуации.
Пропаганды знаний в области безопасности среди сверстников.
12
Раздел 2. Учебно-тематический план
№
НАИМЕНОВАНИЕ
Количество часов
п/п
РАЗДЕЛОВ,ТЕМ
Теория
Практика
Форма
Всего
контроля
Раздел 1. Вводный модуль. Основы комплексной безопасности (10 часов)
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
Вводное занятие.
2
2
Цели и задачи
кружка. Инструктаж
по ТБ.
Понятие
2
2
«Чрезвычайная
Ситуация» (ЧС).
Классификация ЧС:
природные,
техногенные,
социальные
Основные принципы
2
2
и правила
обеспечения
безопасности
личности. Цепочка
причинноследственных связей
происшествий.
Практикум: Анализ
4
4
потенциально
опасных ситуаций в
повседневной жизни.
Составление
индивидуального
«паспорта
безопасности».
Раздел 2. Пожарная безопасность (18 часов)
Основные причины
2
2
пожаров в быту и
общественных
местах.
Пожароопасные
свойства материалов.
Правила поведения
1
1
2
при возникновении
пожара в квартире,
общественном месте.
13
Знакомство,
беседа, опрос
Демонстрация,
беседа, разбор
кейсов
Демонстрация,
беседа, разбор
кейсов
Защита
проектов
“Маршрут
безопасности”
Демонстрация,
беседа, разбор
кейсов
Демонстрация,
беседа, разбор
кейсов
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3
Первичные средства
1
1
2
Демонстрация,
пожаротушения.
беседа, разбор
Виды огнетушителей,
кейсов
их назначение и
устройство.
Практическое
1
1
2
Демонстрация,
занятие: Правила
беседа, разбор
использования
кейсов
огнетушителя и
подручных средств
для тушения.
Система
1
1
2
Демонстрация,
противопожарной
беседа, разбор
защиты в школе и
кейсов
дома.
Автоматическая
пожарная
сигнализация.
Практическая
4
4
Демонстрация,
тренировка:
беседа, разбор
Эвакуация из
кейсов
условно
задымленного
помещения.
Подготовка и
4
4
Защита
проведение
докладов
агитационного
мероприятия по
пожарной
безопасности для
младших
школьников.
Раздел 3. Безопасность на дорогах и на транспорте (18 часов)
Правила дорожного
2
2
Демонстрация,
движения для
беседа, разбор
пешеходов,
кейсов
пассажиров и
велосипедистов.
«Дорожные
ловушки».
Причины и
4
4
Демонстрация,
последствия ДТП.
беседа, разбор
Административная и
кейсов
уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Правила безопасного
2
2
Демонстрация,
14
3.4
3.5
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5.1
поведения в
общественном
транспорте, метро,
легковом и грузовом
автомобиле.
Оказание первой
помощи при травмах,
полученных в ДТП.
Велоэтика и
подготовка
велосипеда к сезону.
беседа, разбор
кейсов
2
4
6
2
2
4
Демонстрация,
отработка на
манекенах
Демонстрация,
практикум с
велосипедами
Раздел 4. Безопасность в быту и на природе (18 часов)
Опасности в
2
2
Беседа, опрос
городской среде:
стройплощадки,
трансформаторные
будки, заброшенные
здания.
Безопасное
1
1
2
Демонстрация,
обращение с
беседа, разбор
электроприборами и
кейсов
газовым
оборудованием.
Правила
1
1
2
Демонстрация,
безопасности на
беседа, разбор
водоемах в разное
кейсов
время года. Оказание
помощи
утопающему.
Опасные погодные
2
2
Демонстрация,
явления (гроза,
беседа, разбор
метель, жара,
кейсов
гололед). Правила
поведения.
Основы выживания в
2
4
6
Демонстрация,
природной среде:
беседа, разбор
ориентирование,
кейсов,
сооружение укрытия,
практикум
добыча воды и пищи.
Ядовитые растения и
2
2
4
Демонстрация,
грибы. Опасные
беседа,
животные. Первая
практикум
помощь при укусах.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (24 часа)
Здоровый образ
2
2
Демонстрация,
жизни – основа
беседа, разбор
безопасности.
кейсов
15
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6.1
6.2
6.3
6.4
Вредные привычки и
их последствия.
Понятие «первая
2
2
Демонстрация,
помощь». Алгоритм
беседа, разбор
действий в
кейсов
неотложных
ситуациях. Вызов
экстренных служб.
Первая помощь при
1
3
4
Демонстрация,
кровотечениях. Виды
беседа,
кровотечений.
практикум
Наложение жгута и
давящей повязки.
Первая помощь при
1
3
4
Демонстрация,
травмах: ушибы,
беседа,
вывихи, переломы.
практикум
Транспортная
иммобилизация.
Первая помощь при
1
3
4
Демонстрация,
ожогах,
беседа,
отморожениях,
практикум
тепловом и
солнечном ударе.
Сердечно-легочная
2
2
4
Демонстрация,
реанимация (СЛР).
беседа,
Искусственная
практикум
вентиляция легких.
Первая помощь при
2
2
4
Демонстрация,
отравлениях,
беседа,
попадании
практикум
инородного тела в
дыхательные пути.
Раздел 6. Криминогенные ситуации и личная безопасность (18 часов)
Правила безопасного
2
2
Демонстрация,
поведения в толпе (на
беседа, разбор
концерте, митинге).
кейсов
Паника и как ее
избежать.
Основы защиты от
2
2
4
Демонстрация,
мошенничества (в
беседа, разбор
сети, по телефону, на
кейсов
улице).
Правила поведения
2
2
Демонстрация,
при похищении и
беседа, разбор
захвате в заложники.
кейсов
Правила поведения
2
2
Демонстрация,
16
при обнаружении
беседа, разбор
взрывоопасных
кейсов
предметов. Угроза
терроризма.
6.5
Конфликты и
2
2
4
Демонстрация,
способы их
беседа, разбор
разрешения.
кейсов,
Психология общения
практикум
с незнакомцами.
6.6
Основы
1
3
4
Демонстрация,
самообороны.
беседа, разбор
Правовые границы
кейсов,
самообороны.
практикум
Раздел 7. Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(22 часов)
7.1
ЧС природного
2
2
4
Демонстрация,
характера:
беседа, разбор
землетрясения,
кейсов
наводнения, ураганы,
лесные пожары.
7.2
ЧС техногенного
2
2
4
Демонстрация,
характера:
беседа, разбор
радиационные,
кейсов
химические аварии,
гидродинамические
аварии.
7.3
Средства
1
3
4
Демонстрация,
индивидуальной и
беседа, разбор
коллективной
кейсов
защиты.
7.5
Подача сигналов
бедствия. Отработка
действий по сигналу
«Внимание всем!».
Комплексное
занятие: действия
при получении
сигнала о ЧС.
Эвакуация.
8.1
Раздел 8. Итоговый модуль. Проектная деятельность и соревнования (16
часов)
Подготовка итоговых
2
4
6
Творческое
проектов:
занятие, беседа
«Безопасный
7.4
3
17
2
2
Практикум,
тренинг
5
8
Демонстрация,
беседа, разбор
кейсов,
практикум,
тренинг
8.2
8.3
8.4
микрорайон»,
«Инфографика по
первой помощи»,
«Памятка для
туриста» и др.
Подготовка и
проведение
соревнований
«Школа
безопасности»
внутри кружка.
Защита итоговых
проектов.
Итоговое занятие.
Награждение.
18
6
6
Творческое
занятие, беседа
2
2
2
2
Презентации,
защита
проектов
Торжественное
мероприятие,
беседа
Раздел 3. Содержание программы
Раздел 1. Вводный модуль. Основы комплексной безопасности.
Теория: Вводное занятие. Цели и задачи кружка «Школа безопасности». Входное
тестирование. Инструктаж по технике безопасности. Понятие «Чрезвычайная Ситуация»
(ЧС). Классификация ЧС природного, техногенного и социального характера. Основные
принципы и правила обеспечения безопасности личности в современном мире. Анализ
причинно-следственных связей происшествий.
Практика: Решение ситуационных задач. Анализ потенциально опасных ситуаций в
повседневной жизни обучающегося. Разработка и защита индивидуального «паспорта
безопасности» (безопасный маршрут «дом-школа-дом», экстренные контакты).
Раздел 2. Пожарная безопасность.
Теория: Основные причины пожаров в быту, школе, общественных местах.
Пожароопасные свойства строительных и бытовых материалов. Правила поведения при
возникновении пожара в квартире, подъезде, торговом центре, школе. Первичные
средства пожаротушения: виды, назначение, устройство огнетушителей. Система
противопожарной защиты зданий (пожарная сигнализация, система оповещения).
Практика: Практическое занятие по использованию углекислотного и порошкового
огнетушителей (на учебных моделях). Отработка планов эвакуации из разных помещений.
Практическая тренировка по эвакуации из условно задымленного помещения (с
использованием имитаторов дыма). Подготовка и проведение агитационного мероприятия
по пожарной безопасности для учащихся младших классов.
Раздел 3. Безопасность на дорогах и на транспорте.
Теория: Правила
дорожного
движения
для
пешеходов,
пассажиров
и
велосипедистов. Анализ «дорожных ловушек» и типичных ошибок, ведущих к ДТП.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за нарушение ПДД.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте, метро, легковом и грузовом
автомобиле.
Практика: Решение ситуационных задач по ПДД. Ролевые игры («Осторожно,
пешеход!», «Я — пассажир»). Отработка навыков оказания первой помощи при травмах,
характерных для ДТП (на манекенах). Практическое занятие по фигурному вождению
велосипеда с элементами правил дорожного движения.
Раздел 4. Безопасность в быту и на природе.
Теория: Опасности городской среды (стройплощадки, трансформаторные будки,
люки,
заброшенные
здания).
Правила
19
безопасного
обращения
с
бытовыми
электроприборами и газовым оборудованием. Правила безопасности на водоемах в летний
и зимний периоды. Опасные погодные явления и правила поведения при них. Основы
ориентирования на местности. Ядовитые растения и грибы региона. Опасные животные и
насекомые.
Практика: Составление
карты
опасных
мест
района.
Практикум
по
ориентированию на местности (парк) с помощью компаса и карты. Отработка навыков
оказания первой помощи при укусах животных, отравлениях растениями, тепловом ударе
и переохлаждении. Практическое занятие по основам выживания в природной среде
(сооружение временного укрытия, основы разведения костра).
Раздел 5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Теория: Здоровый образ жизни — основа личной безопасности. Влияние вредных
привычек на безопасность поведения. Алгоритм действий при оказании первой помощи.
Основы анатомии и физиологии человека. Виды кровотечений и методы их остановки.
Виды травм (ушибы, вывихи, переломы, ожоги, обморожения) и принципы помощи.
Правила транспортировки пострадавших. Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Первая
помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути.
Практика: Отработка алгоритма вызова экстренных служб.
Практикум
по
наложению жгутов, повязок, шин. Отработка приемов остановки кровотечений, помощи
при ожогах и отморожениях на партнерах и манекенах. Проведение сердечно-легочной
реанимации на специальном тренажере-манекене. Отработка приема Геймлиха.
Раздел 6. Криминогенные ситуации и личная безопасность.
Теория: Правила безопасного поведения в толпе и в условиях паники. Защита от
мошеннических действий (в сети, по телефону, на улице). Правила поведения при
похищении и захвате в заложники. Действия при обнаружении взрывоопасных предметов,
при
угрозе
террористического
акта.
Психология
конфликта
и
способы
его
ненасильственного разрешения. Правовые основы самообороны.
Практика: Разбор кейсов и ролевые игры на тему «Как не стать жертвой
мошенников», «Выход из конфликта». Тренинг по безопасному общению с незнакомцами.
Практическое занятие с приглашенным специалистом по изучению базовых приемов
самообороны и правил поведения при нападении.
Раздел 7. Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Теория: Характеристика и правила поведения при ЧС природного характера:
землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары. Характеристика и правила
поведения
при
ЧС
техногенного
характера:
20
радиационные,
химические,
гидродинамические аварии. Современные средства индивидуальной и коллективной
защиты. Способы подачи сигналов бедствия.
Практика: Изготовление
ватно-марлевой
повязки.
Отработка
навыков
использования средств индивидуальной защиты (противогаз, респиратор). Решение
ситуационных задач на действия в различных ЧС. Отработка действий по сигналу
«Внимание всем!». Комплексная тактическая игра на местности на тему «Действия в
условиях условной ЧС».
Раздел 8. Итоговый модуль. Проектная деятельность и соревнования.
Практика: Разработка и подготовка итоговых групповых проектов по выбранной
тематике («Безопасный микрорайон», «Инфографика по первой помощи», «Памятка для
путешественника» и др.). Подготовка и проведение внутренних соревнований «Школа
безопасности» между командами кружка (прохождение этапов: первая помощь,
ориентирование, действия в ЧС, пожарная эстафета). Публичная защита проектов.
Подведение итогов года, награждение победителей соревнований и активных участников
кружка.
21
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
№ Месяц
п\п
1.
2.
Число
Время Форма
Количество Тема занятия
Место
провед занятия
часов
проведения
ения
Раздел 1. Вводный модуль. Основы комплексной безопасности (10 часов)
Групповая
2
Вводное занятие. Цели и задачи
МОУ ДО ТДДТ
кружка. Инструктаж по ТБ.
Входное тестирование.
Групповая
2
Понятие «ЧС». Классификация
МОУ ДО ТДДТ
чрезвычайных ситуаций.
3.
Групповая
4.
Групповая
5.
Групповая
6.
Групповая
7.
Групповая
Основные принципы
безопасности. Анализ причинноследственных связей
происшествий.
2
Практикум: Разработка
индивидуального «паспорта
безопасности».
2
Практикум: Разработка
индивидуального «паспорта
безопасности».
Раздел 2. Пожарная безопасность (18 часов)
2
Основные причины пожаров.
Пожароопасные свойства
материалов.
МОУ ДО ТДДТ
Правила поведения при пожаре в
МОУ ДО ТДДТ
2
2
22
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
Форма контроля
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
зданиях.
8.
Групповая
2
9.
Групповая
2
10.
Групповая
2
11.
Групповая
2
12.
13.
14.
15.
16.
Первичные средства
пожаротушения. Виды и
устройство огнетушителей.
Практическое занятие:
Использование огнетушителя.
МОУ ДО ТДДТ
Системы противопожарной
защиты.
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
Практическая тренировка:
МОУ ДО ТДДТ
Эвакуация из задымленного
помещения.
Групповая
2
Практическая тренировка:
МОУ ДО ТДДТ
Эвакуация из задымленного
помещения.
Групповая
2
Подготовка агитационного
МОУ ДО ТДДТ
мероприятия для младших
школьников.
Групповая
2
Подготовка агитационного
МОУ ДО ТДДТ
мероприятия для младших
школьников.
Раздел 3. Безопасность на дорогах и на транспорте (18 часов)
Групповая
2
ПДД для пешеходов, пассажиров МОУ ДО ТДДТ
и велосипедистов. «Дорожные
ловушки».
Групповая
2
Причины и последствия ДТП.
МОУ ДО ТДДТ
Ответственность
несовершеннолетних.
23
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
17.
Групповая
2
Причины и последствия ДТП.
Ответственность
несовершеннолетних.
Правила поведения в транспорте.
МОУ ДО ТДДТ
18.
Групповая
2
19.
Групповая
2
Оказание первой помощи при
ДТП.
МОУ ДО ТДДТ
20.
Групповая
2
Оказание первой помощи при
ДТП.
МОУ ДО ТДДТ
21.
Групповая
2
Оказание первой помощи при
ДТП.
МОУ ДО ТДДТ
22.
Групповая
2
МОУ ДО ТДДТ
24.
Велоэтика. Практическое занятие МОУ ДО ТДДТ
на велосипеде.
Групповая
2
Велоэтика. Практическое занятие МОУ ДО ТДДТ
на велосипеде.
Раздел 4. Безопасность в быту и на природе (18 часов)
Групповая
2
Опасности городской среды.
МОУ ДО ТДДТ
25.
Групповая
2
Безопасное обращение с
электроприборами и газом.
МОУ ДО ТДДТ
26.
Групповая
2
Безопасность на водоемах.
Помощь утопающему.
МОУ ДО ТДДТ
27.
Групповая
2
Опасные погодные явления.
МОУ ДО ТДДТ
23.
24
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
28.
Групповая
2
29.
Групповая
2
30.
Групповая
2
31.
Групповая
2
32.
Групповая
2
33.
34.
Основы выживания в природной
среде: ориентирование, укрытие,
добыча воды.
Основы выживания в природной
среде: ориентирование, укрытие,
добыча воды.
Основы выживания в природной
среде: ориентирование, укрытие,
добыча воды.
Ядовитые растения и грибы.
Опасные животные. Первая
помощь.
МОУ ДО ТДДТ
Ядовитые растения и грибы.
Опасные животные. Первая
помощь.
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
Раздел 5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (24 часа)
Групповая
2
Здоровый образ жизни. Вредные МОУ ДО ТДДТ
привычки.
Групповая
2
Алгоритм первой помощи. Вызов МОУ ДО ТДДТ
экстренных служб.
35.
Групповая
2
36.
Групповая
2
Первая помощь при
кровотечениях. Наложение
жгута.
Первая помощь при
кровотечениях. Наложение
жгута.
25
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Групповая
Первая помощь при травмах:
МОУ ДО ТДДТ
переломы, вывихи, ушибы.
Транспортная иммобилизация.
Групповая
2
Первая помощь при травмах:
МОУ ДО ТДДТ
переломы, вывихи, ушибы.
Транспортная иммобилизация.
Групповая
2
Первая помощь при ожогах,
МОУ ДО ТДДТ
отморожениях, тепловом ударе.
Групповая
2
Первая помощь при ожогах,
МОУ ДО ТДДТ
отморожениях, тепловом ударе.
Групповая
2
Сердечно-легочная реанимация
МОУ ДО ТДДТ
(СЛР). Искусственная
вентиляция легких.
Групповая
2
Сердечно-легочная реанимация
МОУ ДО ТДДТ
(СЛР). Искусственная
вентиляция легких.
Групповая
2
Первая помощь при отравлениях, МОУ ДО ТДДТ
попадании инородного тела в
дыхательные пути.
Групповая
2
Первая помощь при отравлениях, МОУ ДО ТДДТ
попадании инородного тела в
дыхательные пути.
Раздел 6. Криминогенные ситуации и личная безопасность (18 часов)
Групповая
2
Правила поведения в толпе.
МОУ ДО ТДДТ
Паника.
2
46.
Групповая
2
Защита от мошенничества.
МОУ ДО ТДДТ
47.
Групповая
2
Защита от мошенничества.
МОУ ДО ТДДТ
26
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
48.
Групповая
2
49.
Групповая
2
50.
Групповая
2
51.
Групповая
2
52.
Групповая
2
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Правила поведения при
похищении и захвате в
заложники.
Действия при обнаружении
взрывоопасных предметов.
Угроза терроризма.
Конфликты. Способы их
разрешения. Психология.
Конфликты. Способы их
разрешения. Психология.
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
Основы самообороны. Правовые МОУ ДО ТДДТ
границы.
Групповая
2
Основы самообороны. Правовые МОУ ДО ТДДТ
границы.
Раздел 7. Защита от ЧС природного и техногенного характера (22 часов)
Групповая
2
ЧС природного характера:
МОУ ДО ТДДТ
землетрясения, наводнения,
ураганы.
Групповая
2
ЧС природного характера:
МОУ ДО ТДДТ
землетрясения, наводнения,
ураганы.
Групповая
2
ЧС техногенного характера:
МОУ ДО ТДДТ
радиационные, химические
аварии.
Групповая
2
ЧС техногенного характера:
МОУ ДО ТДДТ
радиационные, химические
аварии.
Групповая
2
Средства индивидуальной и
МОУ ДО ТДДТ
27
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
59.
Групповая
2
60.
Групповая
2
61.
Групповая
2
62.
63.
64.
65.
коллективной защиты.
Средства индивидуальной и
коллективной защиты.
Подача сигналов бедствия.
Действия по сигналу «Внимание
всем!».
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
Комплексное занятие: действия
МОУ ДО ТДДТ
при получении сигнала о ЧС.
Эвакуация.
Групповая
2
Комплексное занятие: действия
МОУ ДО ТДДТ
при получении сигнала о ЧС.
Эвакуация.
Групповая
2
Комплексное занятие: действия
МОУ ДО ТДДТ
при получении сигнала о ЧС.
Эвакуация.
Групповая
2
Комплексное занятие: действия
МОУ ДО ТДДТ
при получении сигнала о ЧС.
Эвакуация.
Раздел 8. Итоговый модуль. Проектная деятельность и соревнования (16 часов)
Групповая
2
Подготовка итоговых групповых МОУ ДО ТДДТ
проектов.
66.
Групповая
2
Подготовка итоговых групповых
проектов.
МОУ ДО ТДДТ
67.
Групповая
2
Подготовка итоговых групповых
проектов.
МОУ ДО ТДДТ
68.
Групповая
2
Подготовка и проведение
соревнований «Школа
МОУ ДО ТДДТ
28
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
практическая работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
69.
Групповая
2
70.
Групповая
2
71.
Групповая
2
72.
Групповая
2
безопасности».
Подготовка и проведение
соревнований «Школа
безопасности».
Подготовка и проведение
соревнований «Школа
безопасности».
Защита итоговых проектов.
Итоговое занятие. Подведение
итогов, награждение.
29
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
МОУ ДО ТДДТ
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
Наблюдение, беседа, опрос,
творческая , практическая
работа
беседа, опрос, обсуждение,
награждение
Раздел 5.Методическое обеспечение программы
В процессе обучения предусматриваются следующие методы обучения- словесный
метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение, диалог, консультация,
инструктаж;
-
наглядно-демонстрационный
метод:
демонстрации
таблиц,
схем,
иллюстраций, картин, рисунков, предметов, информационного материала; - практический
метод: выполнение работ с применением полученных знаний, практические задания; проектно-исследовательский:
творческие
проекты
с
элементами
исследования;
-
диалогический метод; - метод информационной поддержки: самостоятельная работа со
специальной литературой, журналами, Интернет-ресурсами. - игровые; - методы опроса:
собеседование,
тестирование;
-
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
дискуссионный метод; - метод воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование,
мотивация и др. Формы организации учебного занятия: беседа, занятие-фантазия, занятиеигра, занятие-мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование,
защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация,
экскурсия, выставки (мини-выставки, выставки к знаменательным датам, итоговые
выставки).
Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
Светлое и просторное помещение, столы (10 штук), стулья (20 штук), компьютер,
мультимедийный проектор, тёмные шторы, магнитная доска, набор магнитов, плакаты, фишки –
дорожные знаки, тренировочные манекены, аптечка
30
Раздел 6. Список литературы
6.1. Список использованной литературы (для педагога)
6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9
классы. Учебник. — М.: Просвещение, 2020.
7. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2019.
8. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь: учебник для водителей. — М.: Мир
автокниг, 2018.
9. Топоров
И.К.
Методика
преподавания
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 2017.
10. Шолох В.П., Юрьева М.И., Дурнев Р.А. Основы безопасности жизнедеятельности.
Проектная деятельность. 5-9 классы. — М.: Издательство "Экзамен", 2018.
6.2. Список литературы для детей и рекомендованной для использования
6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс.
— М.: Просвещение, 2020.
7. Гальперштейн Л.Я., Дыгало В.А. Моя первая книга о безопасности. — М.: Росмэн,
2017.
8. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: АСТ,
2019. (В стихах и иллюстрациях).
9. «Детская энциклопедия МЧС»: журнал для детей и подростков.
10. Иванова Л.В. Первая помощь для детей. Энциклопедия для родителей и педагогов.
— М.: Эксмо, 2020 (для совместного изучения с взрослыми).
6.3. Интернет-ресурсы
6. Официальный сайт МЧС России (мчс.рф). Разделы: «Детская страница»,
«Противопожарная пропаганда».
7. Портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (spas-extreme.ru).
8. Официальный сайт ГИБДД (гибдд.рф). Раздел «Детская безопасность».
9. Интерактивный образовательный портал «Дорога без опасности» (bdd-eor.edu.ru).
10. Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО.рф). Раздел «Детям о
пожарной безопасности
31