программа ДЮП.Петрова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИБАЙКАЛЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУРУНТАЕВСКИЙ ДДТ»
«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогический совет

Директор МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ»

МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ»

______________

Протокол №

Вшивкова О. А.

«_____» ______________ 202_

От «___»______________202_

Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «АГЕНТЫ 01»

Направленность: социально - гуманитарная
Возраст учащихся: от 6 до 10 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик: Петрова Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования

Турунтаево,
2022

Паспорт
№
п\п

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист

1
2
3
4
5
6
7
8
9

МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ»
Педагогический совет
Протокол №___ дата
Вшивкова О. А.
Дата:
Студия ДЮП «Агенты 01»
Социально - гуманитарная
Учащиеся 6-10 лет общеобразовательных школ
и детских садов района
2 года
Юлия
Владимировна,
педагог
ФИО, Петрова
дополнительного образования
Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.
Турунтаево, 2022 год.

Образовательное учреждение
«Рассмотрено»:№ протокола,
дата
«Утверждено»:ФИО директора,
дата
ДОП,название
Направленность ДОП
Охват по возрасту
Срок реализации
Автор-разработчик:
должность
Территория, год

Основные характеристики программы
1.Пояснительная записка
1.1.

1.2.

Название ДОП
Тип программы
Направленность
Актуальность

1.3.

Отличительные особенности
ДОП

1.4.

Педагогическая
целесообразность

Студия ДЮП «Агенты 01»
Модифицированная
Социально – гуманитарная
Процент пожаров, возникающий от детских
шалостей с огнем стабильно высок, часто
последствия
таких
пожаров
трагичны.
Известно, как велика тяга детей к огню,
поражаемая любопытством и стремлением
подражать взрослым. Чаще всего дети играют
со спичками, разводят костры, зажигают
факелы. Чтобы избежать неприятностей,
достаточно соблюдать элементарные правила
пожарной безопасности.
Образовательный процесс в ходе реализации
системы работы дружины юных пожарных
(ДЮП) дополнен другими дисциплинами,
способствующими
личностному
развитию
ребенка, развитию его творческих способностей,
что позволяет повышать общую культуру
подрастающего поколения. А так же, имеется
возможность свободно связывать изучение
отдельных тем с особенностями местных
условий. Важным отличием данной программы
является использование ИКТ, обеспечивающие
интерактивное программно – методическое
сопровождение обучения.
Педагогическая
целесообразность данной
программы заключается в практическом
применении здоровьесберегающей технологии
2

1.5.

1.6.

1.7.
1.8.

и технологии коллективного творческого труда,
что позволит выработать в учащихся
стремление
получить
знания,
навыки
осторожного
пользования
огнём,
электроприборами и другими предметами,
вызывающими пожар. Обучение по данной
программе воспитает у детей чувство
товарищества и дружбы, внимательность,
самодисциплину ответственность за личную
безопасность и безопасность окружающих.
Организация деятельности дружины юных
Цель программы
пожарных,
обучение
мерам
пожарной
безопасности и умениям действовать в
экстремальных ситуациях.
Задачи программы
Обучающие:
-освоить навыки применения первичных
средств пожаротушения;
-способствование навыков оказания первой
доврачебной помощи;
-сформировать понятийную базу и знания по
пожарной безопасности.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества учащихся,
способствующие
предупреждению
и
преодолению
опасных
ситуаций;
-формировать
сознательность
и
ответственность отношения к собственной
жизни и здоровью, к личной безопасности и
безопасности
окружающих.
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в опасных
ситуациях;
-способствовать развитию у школьников
быстроты
реакции,
внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового
восприятия,
логического
мышления,
самообладания,
находчивости,
иных
личностных
качеств,
способствующих
улучшению поведения в трудных и опасных
ситуациях.
Возраст обучающихся, согласно Первый год обучения – 6-10 лет
дифференциации
Групповые, индивидуальные
Формы занятий

2.Объем программы
2.1
2.2.
2.3.

Объём программы (кол-во
час.на весь период обучения)
Срок реализации ДОП (кол.
недель, мес., лет)
Режим занятий (ск.раз в нед.,
всего по годам обучения)

1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 216 часов
72 недели, 18 месяцев, 2 года
1 год обучения – 2 раза в нед. по 2 ак. часа,
всего 4 часа в нед. 144 часа в год,
2 год обучения – 2 раза в нед. по 3 ак. часа,
3

всего 6 часов в нед. 216 часов в год.

3.Планируемые результаты
3.1

Планируемые
(ЗУН):

результаты знать:
 историю развития пожарной охраны;
 меры пожарной безопасности при
обращении с бытовыми электрическими
приборами, предметами бытовой химии;
 особенности тушения пожаров;
 правила оказания первой доврачебной
помощи при неотложной ситуации;
 основные правила пожарной
безопасности;
 первичные средства пожаротушения.
уметь:
 действовать в ситуации возникновении
пожара дома, в школе, на транспорте;
 действовать в ситуации возникновения
пожара в лесу;
 проводить рейды в школе по проверке
выполнения правил пожарной
безопасности;
 оказывать первую медицинскую помощь
при неотложной ситуации;
 организовать эвакуацию в школе в
случае учебной тревоги;
 вести агитационно-пропагандистскую
работу по пожарной безопасности.
иметь навыки:

дисциплины, осторожности, правил
пожарной безопасности;

взаимной поддержки и выручки в
совместной деятельности;

участия в конкурсах, соревнованиях.

активной жизненной позиции.

3.2

Способы и формы проверки
результатов
(система
оценочных
средств,
мониторинг
эффективности
ДОП)

Организация тестирования и контрольных
опросов по ППБ; проведение викторин,
смотров знаний по ППБ; организация игртренингов; анализ результатов деятельности;
участие во всех мероприятиях по данному
направлению,
распространение
листовок,
выступление перед учащимися школы;

Содержание программы
2.1.Учебно-тематический план
2.1.1 Перечень разделов, тем, всего
час,
практические
теоретические занятия, форма
контроля по годам
обучения (см. УТП на 36

(Учебно-тематический план по годам см. стр.__ )

4

недель)

2.2.Содержание тем по годам
Дружина, пожар, пожарный, безопасность,
пожарная безопасность, экипировка.

2.2.1 Основные понятия курса
2.2.2 Краткое описание
теоретических и практических
аспектов по разделам УТП

1. Становление пожарного дела и история
пожарной
охраны
и
добровольного
пожарного общества;
2. Причины возникновения пожаров;
3. Профилактика пожаров;
4. Аварийные ситуации;
5. Огнетушители;
6. Люди огненной профессии;
7. Доврачебная медицинская подготовка;
8. Эвакуация;
9. Агитационно-пропагандистская работа

2.2.3 Формы контроля по разделам и -внешняя оценка (мероприятия различного
уровня - конкурсы, соревнования, акции,
уровням: стартовый, базовый,
агитационные мероприятия);
продвинутый
-внутренняя
оценка
(портфолио,
педагогическое наблюдение, анкетирование,
защита проектов и презентаций, организация и
участие в мероприятиях, конкурсах, акциях;
предметные: анализ результатов тренингов,
тестирование

2.3.Календарно-тематическое планирование
2.3.1 Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий,
количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году
обучения( см. стр.__)

Организационно-педагогические условия
3.1

Методическое обеспечение ДОП
(методики, технологии)

В процессе обучения предусматриваются
следующие методы обучения- словесный
метод:
беседа,
рассказ,
объяснение,
сообщение,
обсуждение,
диалог,
консультация, инструктаж; - нагляднодемонстрационный
метод:
демонстрации
таблиц, схем, иллюстраций, картин, рисунков,
предметов, информационного материала; практический метод: выполнение работ с
применением
полученных
знаний,
практические
задания;
проектноисследовательский: творческие проекты с
элементами исследования; - диалогический
метод; - метод информационной поддержки:
самостоятельная работа со специальной
литературой, журналами, Интернет-ресурсами.
- игровые; - методы опроса: собеседование,
тестирование;
объяснительно5

3.2

Метод. виды продукции

3.3

Условия реализации ДОП
(ресурсы для проведения
занятий)

3.4

Используемая литература

иллюстративный,
репродуктивный,
дискуссионный метод;
- метод воспитания: убеждение, поощрение,
стимулирование, мотивация и др. Формы
организации учебного занятия: беседа,
занятие-фантазия,
занятие-игра,
занятиемастерская, занятие коллективного творчества,
занятие-соревнование, защита творческих
проектов, конкурсы, праздник, практическое
занятие, презентация, экскурсия, выставки
(мини-выставки, выставки к знаменательным
датам, итоговые выставки).
Создание листовок, брошюр, стенгазет,
организация акций по правила дорожного
движения.
- плакаты
по
пожарной
безопасности,
сюжетные картинки, иллюстрации;
- комплект знаков пожарной безопасности;
- стенд с информацией по безопасности при
ЧС для детей;
- уголки ДЮП;
игрушки:
транспорт
различного
функционального
назначения
(грузовой,
легковой, спецмашины), фигурки людей и т.д.;
- учебно-методическая и другая литература по
ДЮП;
- настольные дидактические игры по
противопожарной
безопасности
(кубики,
мозаика, лото, домино, разрезные картинки).
- магнитная доска с набором схематических
изображений
предметов
для
создания
ситуаций по противопожарной тематике.
1. Волонтерское движение школьников по
профилактике пожароопасного поведения /
под редакцией М.В.Батуриной. – Орск:
Издательство ОГТИ, 2019. – 67с.;
2. Т.А.
Башкатова,
В.А.Зубченко,
В.П.Игошин,
Н.А.Соловьева,
Методические
рекомендации
по
организации ДЮП и изучению правил
пожарной безопасности, Оренбург, 2018г.;
3. О.В.Павлова,
Г.П.Попова,
Пожарная
безопасность. Конспекты занятий и
классных часов. Волгоград: Учитель,
2017г. – 110 с.;
4. Петина
М.М.,
Салдеева
М.Н.
Методическое пособие о работе с детьми
по предупреждению пожаров. Оренбург –
2017г.;
5. Хаванцев В.Н., Чепурненко С.А., Карасев
Д.В.
Методическое
пособие
для
проведения занятий по правилам пожарной
6

безопасности – Самара 2019г.

Раздел 1.Пояснительная записка
1.1.Нормативная правовая база
Программа разработана на основании:
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
-Приказа Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г. «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам;
-Постановления

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-Устава МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ» (15.09.2021).
1.2.Основные характеристики программы
Основная направленность программы - социально-гуманитарная
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она
является предметной с упором на специализацию по профилактике правил пожарной
безопасности.
Актуальность программы
Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка.
Она

расширяет

его

кругозор,

позволяет

реализовать

творческие

возможности,

определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил пожарной безопасности
уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от
детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное
при пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание ими
элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём,
огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.
Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них
чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению
правил пожарной безопасности, правильным действиям в случае возникновения огненной
беды.
7

Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с
огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты
тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать
при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими
огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного
поведения детей может и должна сыграть школа и учреждения дополнительного
образования. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это
фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности
является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях
совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации
иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации
системы работы дружины юных пожарных (ДЮП) дополнен другими дисциплинами,
способствующими

личностному

развитию

ребенка,

развитию

его

творческих

способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего
поколения, культуру его поведения в экстренных ситуациях.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в практическом
применении здоровьесберегающей технологии и технологии коллективного творческого
труда, что позволит выработать в учащихся стремление получить знания. Обучение по
данной программе воспитает у детей чувство товарищества и дружбы, внимательность,
самодисциплину ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих.
Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми
условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в
нашем регионе.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского травматизма
и пропаганде пожарной безопасности:


Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в

последней редакции);


Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об

утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"
8

Цели и задачи
Основная цель программы – организация деятельности дружины юных пожарных,
обучение мерам пожарной безопасности и умениям действовать в экстремальных
ситуациях.
Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый
ряд воспитательных, развивающих, обучающих и организационно - практических задач, в
число которых входят:
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-создание

условий

для

социального,

культурного

и

профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности
ребенка через деятельность в отряде ДЮП;
-формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму;
-развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции;
-всестороннее

развитие

творческих

способностей

посредством

совместного социального творчества.
Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие:
- освоить навыки применения первичных средств пожаротушения;
- способствование навыков оказания первой доврачебной помощи;
- сформировать понятийную базу и знания по пожарной безопасности.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества учащихся, способствующие предупреждению и
преодолению

опасных

ситуаций;

- формировать сознательность и ответственность отношения к собственной жизни и
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в опасных ситуациях;
-способствовать развитию у школьников быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления,
самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению
поведения в трудных и опасных ситуациях.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной
программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в
нашей образовательной системе.
Данная дополнительная образовательная программа способствует:
9

-умственному

развитию -

обучающиеся

закрепляют

знания

по

пожарной

безопасности, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать,
обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
-нравственному

воспитанию -

через

занятия

у

учащихся

формируется

культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного
поведения в быту, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к
людям, развитие

личностных

личной ответственности,

за

качеств
сохранение

(самостоятельности,
собственной

жизни

аккуратности),
и

здоровья, их

дисциплинированности;
-эстетическому

воспитанию -

участвуя

в

художественных,

литературных,

иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.
Возраст обучающихся: 6-9лет
1.3.Объем программы
Объем программы - 1 года обучения - 144 часа, 2 года – 216 часов
Срок реализации – 2 года (количество недель 72, месяцев 18)
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 академических часа для 1 года обучения
(либо 2 раза в неделю по 3 академических часа) для 2 и 3 года обучения. Один
академических час – 45 минут, перерыв 15 минут между академическими часами.
1.4.Формы и методы организации образовательного процесса
Формы работы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание
пропаганде знаний ППБ и профилактике детского травматизма через реализацию
творческих возможностей учащихся, то с этой целью рекомендуется использование таких
форм проведения занятий:


тематические занятия



игровые тренинги



разбор ситуаций на настольных играх



экскурсии



конкурсы, соревнования, КВН, викторины



изготовление наглядных пособий для занятий по правилам пожарной

безопасности;


выпуск стенгазет



разработка проектов по ППБ
10



встреча с работниками Пожарной части



просмотр видеофильмов

Методы и приемы
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на
доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации,
с помощью которых проверяется знание ППБ, решение задач, кроссвордов, тестирование,
экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы и способы подведения итогов реализации образовательной программы


организация тестирования и контрольных опросов по ППБ;



проведение викторин, смотров знаний по ППБ;



организация игр-тренингов;



анализ результатов деятельности.
1.5.Планируемые результаты

Учащиеся должны:
знать:
 историю развития пожарной охраны;
 меры пожарной безопасности при обращении с бытовыми электрическими
приборами, предметами бытовой химии;
 особенности тушения пожаров;
 правила оказания первой доврачебной помощи при неотложной ситуации;
 основные правила пожарной безопасности;
 первичные средства пожаротушения.
уметь:
 действовать в ситуации возникновении пожара дома, в школе, на транспорте;
 действовать в ситуации возникновения пожара в лесу;
 проводить рейды в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности;
 оказывать первую медицинскую помощь при неотложной ситуации;
 организовать эвакуацию в школе в случае учебной тревоги;
 вести агитационно-пропагандистскую работу по пожарной безопасности.
иметь навыки:


дисциплины, осторожности, правил пожарной безопасности;



взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;



участия в конкурсах, соревнованиях.



активной жизненной позиции.

11

Раздел 2. Учебно-тематический план
№

НАИМЕНОВАНИЕ

Количество часов

п/п

РАЗДЕЛОВ,ТЕМ

Теория

Форма

Практика

контроля

Всего

Раздел 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и
добровольного пожарного общества (16 часов)
1.1

Вводное занятие.
Входной контроль.

2

-

2

1.2

Инструктаж по
технике
безопасности.

2

-

2

1.3

Положение о ДЮП –
цели, задачи, права и
обязанности членов
дружины.

2

-

2

1.4

История развития
пожарной охраны в
Древней Руси.

1

1

2

1.5

Образование Дружин
юных пожарных в
СССР.

2

2

4

1.6

История пожарной
охраны в Республике
Бурятия.

2

2

4

2.1

Раздел 2. Причины возникновения пожаров(16 часов)
Причины
2
2
4
12

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,

возникновения
бытовых пожаров.

2.2

Способы тушения
огня подручными
средствами.

2.3

Меры пожарной
2
2
4
безопасности при
эксплуатации
электробытовых,
газовых приборов,
отопительных печей.
Основные причины
2
2
4
пожаров при
праздновании Нового
года (фейерверки,
петарды, бенгальские
огни, хлопушки).
Организация и
2
2
проведения рейда в
школе по проверке
выполнения правил
пожарной
безопасности.
Раздел 3. Профилактика пожаров(18 часов)
Основные правила
2
2
4
пожарной
безопасности.

2.4

2.5

3.1

1

1

2

3.2

Последствия
пожаров.

1

1

2

3.3

Действия при пожаре
в квартире, подъезде,
соседней квартире.

1

1

2

13

беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,

3.4

Пожар автомобиля, в
гараже, на балконе.

1

1

2

3.5

Лесные пожары.

1

1

2

3.6

Молниезащита.

1

1

2

3.7

Способы
прекращения
пожаров.
Противопожарный
режим в школе.

-

4

4

Раздел 4. Аварийные ситуации(6 часов)
2
2

4.1

Особенности
современного
жилища.

4.2

Чрезвычайные
ситуации в быту:
поражение токам,
утечка газа,
разрушение.

5.1

1

3

Раздел 5. Огнетушители (14 часов)
Первичные средства
1
1
пожаротушения.

14

4

2

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,

5.2

Виды огнетушителей.
Их применение.

3

3

6

5.3

Правила пользования
внутренним
пожарным краном.

1

1

2

5.4

Заправка и правила
пользование
огнетушителем.

2

2

4

Раздел 6. Люди огненной профессии(28 часов)
4
4

6.1

Профессия
«пожарный».

6.2

Опасность огненной
профессии.

2

-

2

6.3

Телефон пожарной
охраны «01»,
телефон службы
спасения«112».

1

1

2

6.4

Боевая одежда
пожарного.

2

6

8

15

практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

6.5

Автотехника МЧС

1

3

4

6.6

Герои- пожарные.

1

3

4

6.7

Встреча с людьми
героической
профессии –
пожарными.

-

4

4

7.1

7.2

7.3

8.1

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Раздел 7. Доврачебная медицинская подготовка(6 часов)
Поражение током.
1
1
2
Наблюдение,
Оказание первой
беседа,
помощи.
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Ожоги. Виды ожогов.
1
1
2
Наблюдение,
Оказание первой
беседа,
помощи.
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Правила
2
2
Наблюдение,
транспортировки
беседа,
пострадавших.
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Раздел 8. Эвакуация(12 часов)
Противопожарные
1
3
4
Наблюдение,
требования к
беседа,
территории и
опрос,
помещениям
творческая ,
детского учреждения.
практическая
Знакомство с
работа
«Планом эвакуации».
16

8.2

8.3

8.4

8.5

9.1

9.2

9.3

Основные правила
поведения при
пожаре. Способы
эвакуации из
горящего здания (в
том числе
высотного).
Общие требования к
содержанию путей
эвакуации,
эвакуационные
выходы. План
эвакуации людей в
случае
возникновения
пожара.Учебная
эвакуация.
Учебное преодоление
задымлённой зоны.

1

1

2

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

-

2

2

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

-

2

2

Изготовление «Плана
эвакуации» школы.

-

2

2

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Раздел 9. Агитационно-пропагандистская работа(28 часов)
Создание
6
6
агитбригады по
противопожарной
безопасности.
Создание сценария
выступления.
Создание сценария
2
2
выступления.
Подбор
музыкального
оформления.
Репетиция.

-

2

17

2

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,

9.4

Выступление
агитбригады в
детском саду
(«Огонь, друг или
враг?»).

-

4

4

9.5

Разработка цикла
лекций по пожарной
безопасности.

-

2

2

9.6

Проведение
лекционных занятий
с учащимися
начальной школы.

-

2

2

9.7

Игра-викторина
«Пожарным можешь
ты не быть…»

-

2

2

9.8

Проведение
практического
занятия «Осторожно
– огонь!» в 1,2
классах.

-

8

8

18

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Учебно-тематический план
2 года обучения
№

НАИМЕНОВАНИЕ

Количество часов

п/п

РАЗДЕЛОВ,ТЕМ

Теория

Форма

Практика

Всего

контроля

Раздел 1. Пожарно – профилактическая подготовка (39 часов)
1.1

От чего происходят
пожары? Данные по
пожарам за последний
год. Рассказы о некоторых
характерных пожарах

3

-

3

1.2

Освоение умений и
навыков профилактики
пожарной безопасности в
образовательных и
культурно -зрелищных
учреждениях, в быту
Анализ причин гибели
людей при пожарах

3

-

3

3

-

3

1.4

Тренинги по правильному
использованию средств
пожаротушения.
Выполнение памяток по
теме

-

3

3

1.5

Ответственность за
нарушение правил
пожарной безопасности

3

3

6

1.6

Ознакомление с
основными статьями
Кодекса об
административных
правонарушениях в
Российской Федерации.
Административная
ответственность граждан,

3

3

6

3

3

6

1.3

1.7

19

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,

1.8

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

должностных,
юридических лиц за
нарушения требований
пожарной безопасности.
Подготовка
3
6
9
иллюстрированных
материалов для
проведения бесед по
профилактике пожарной
безопасности дома и в
образовательных
учреждениях.
Раздел 2. Тактико – техническая подготовка (54 часа)
Освоение знаний и
3
3
6
умений в области
противопожарной защиты
и тушения пожаров.

Назначение, область
применения
автоматических систем
пожаротушения и
сигнализации. Основные
параметры станции
пожарной сигнализации,
пожарных извещателей.
Принцип действия,
устройство систем
водяного, пенного,
газового, порошкового
пожаротушения.
Назначение и устройство
систем оповещения и
управления эвакуацией.
Распределение
обязанностей между
членами отряда юных
пожарных; проведение
организационно деятельностной игры по
отработке действий юных
пожарных при
возникновении
возгорания
Тренинги по освоению

опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

-

3

3

3

3

6

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

3

3

6

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

-

3

3

Наблюдение,

20

навыков использования
различных средств
пожаротушения в быту, в
школе
2.6

Основы профессии
пожарного

3

3

6

2.7

Волевые и
моральнопсихологические
качества пожарного

3

3

6

2.8

Экскурсия в Пожарную
часть

-

6

6

2.9

Навыки слаженной
работы в составе группы
пожарного

-

6

6

2.10

Практическая работа:
конкурс эрудитов по
истории
противопожарной службы
в России

-

6

6

3.1

3.2

беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Раздел 3. Доврачебная медицинская подготовка (36 часов)
Первичная доврачебная
3
3
Наблюдение,
помощь при пожаре
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Освоение приемов
3
3
Наблюдение,
оказания первой
беседа,
доврачебной помощи.
опрос,
творческая ,
21

3.3

Анатомия и физиология
человека

3

-

3

3.4

Органы дыхания,
значение их для
деятельности организма.

3

-

3

3.5

Сердечно -сосудистая
система.

3

-

3

3.6

Степени ожогов,
доврачебная помощь при
ожогах.

3

3

6

3.7

Отравление продуктами
горения, первая помощь.

3

3

6

3.7

Тренинги по освоению
приемов оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшим при
пожаре

3

6

9

4.1

4.2

Раздел 4. Противопожарное водоснабжение( 33 часа)
Противопожарное
3
3
водоснабжение

Понятие о свойствах воды
как основного вида

3

3
22

6

практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,

огнетушащих средств .

5.1

Способы подачи воды при
пожаре.

3

-

3

Виды водопроводов и их
технические
характеристики.

3

-

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран .

3

-

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран; их
назначение.

3

3

6

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран; их
назначение.

3

6

9

Раздел 5. Пожарно – прикладной спорт (54 часа)
Пожарно -строевая
3
3
подготовка и пожарно спасательный спорт

5.2

Назначение и работа
пожарно-технического
вооружения

3

6

9

5.3

Основа
профессиональной

3

3

6

23

опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,

подготовки.

5.4

Физическая подготовка
учащихся.

-

3

3

5.5

Спортивные игры и
требования (нормативы)
спортивной
классификации.

3

3

6

5.6

Правила проведения
соревнований по
различным видам
пожарно-прикладного
спорта (общие
положения, старт, бег на
дистанции, финиш).
Выполнение различных
упражнений по
пожарностроевой и
физической подготовке

3

-

3

-

6

6

5.8

Соревнование по
пожарноспасательному
спорту.

-

6

6

5.9

Тренинг «Юный
пожарный»

3

3

6

5.10

Оформление
информационного стенда
о результатах работы
«Дружины юных
пожарных»

-

6

6

5.7

24

опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа,
опрос,
творческая ,
практическая
работа

Раздел 3.Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и
добровольного пожарного общества.
Теория:

Вводное

занятие.

Входной

контроль.

Инструктаж

по

техники

безопасности. Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины.
История развития пожарной охраны в Древней Руси.
Образование Дружин юных пожарных в СССР. История пожарной охраны в
Республике Бурятия. Медали “За отвагу”, “ За спасение погибавших”.
Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня
пожарной охраны”.
Практика: Опрос по теме «История развития пожарной охраны».
Экскурсия в пожарную часть с. Турунтаево.
Раздел 2.Причины возникновения пожаров.
Теория:

Причины возникновения бытовых пожаров. Способы тушения огня

подручными средствами.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых, газовых
приборов, отопительных печей.
Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды,
бенгальские огни, хлопушки).
Практика: Ролевая игра: «Чтобы ёлка только радость принесла!».
Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил
пожарной безопасности.
Раздел 3.Профилактика пожаров.
Теория: Основные правила пожарной безопасности. Последствия пожаров.
Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире. Пожар автомобиля,
в гараже, на балконе. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха
людей. Способы разведения костра. Молниезащита. Меры предосторожности от
поражения молнией. Способы прекращения пожаров. Противопожарный режим в
общественных местах.
Практика: Обыгрывание правил безопасного поведения на пожаре дома, в
общественных местах, на транспорте.
Разыгрывание сценок на темы: правила безопасного поведения при пожаре в
квартире, в школе, если горит у соседей.
25

Тестирование по темам раздела.
Раздел 4.Аварийные ситуации.
Теория: Особенности современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды
опасных и вредных факторов современного жилища.
Чрезвычайные ситуации в быту: поражение токам,
Причины

возникновения

бытовых

пожаров.

Условия

утечка газа,

разрушение.

возникновения

пожара.

Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря
видимости).
Практика: Ролевые игры. Моделирование чрезвычайных ситуаций. Зачет.
Раздел 5. Огнетушители.
Теория: Первичные средства пожаротушения.Виды огнетушителей. Назначение,
устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей. Заправка и
правила пользование огнетушителем.
Практика: Отработка приёмов работы с пожарно-техническим вооружением.
Раздел 6.Люди огненной профессии.
Теория: Профессия «пожарный».
Опасность огненной профессии.Необходимость профессии пожарного. Готовность
пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Телефон пожарной охраны «01», телефон службы спасения «112».
Боевая одежда пожарного. Автотехника МЧС. Герои- пожарные.
Практика:

Отработка

навыка

вызова

по

телефону

пожарной

команды.

Разучивание номеров пожарной охраны и службы спасения.
Подготовка сообщений о пожарных-героях.
Встреча с людьми героической профессии – пожарными. Выпуск «боевого листка».
Раздел 7. Доврачебная медицинская подготовка.
Теория: Поражение током. Ожоги. Виды ожогов. Правила транспортировки
пострадавших.
Практика: Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Оказание
первой

доврачебной

помощи

при

ожогах,

поражении

током,

Транспортировка пострадавшего (на практике).
Викторина на знание приёмов оказания доврачебной помощи.
Раздел 8.Эвакуация.

26

угарным

газом.

Теория: Противопожарные требования к территории и помещениям детского
учреждения. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационные выходы.
Знакомство с «Планом эвакуации».
Практика: Практическое изучение плана эвакуации. План эвакуации людей в
случае возникновения пожара. Учебная эвакуация.
Учебное преодоление задымлённой зоны.
Изготовление «Плана эвакуации» школы.
Раздел 9.Агитационно-пропагандистская работа.
Практика: Создание агитбригады по противопожарной безопасности. Создание
сценария выступления. Подбор музыкального оформления.
Репетиция. Выступление агитбригады в детском саду («Огонь, друг или враг?»).
Разработка цикла лекций по пожарной безопасности.
Проведение лекционных занятий с учащимися начальной школы.
Игра-викторина «Пожарным можешь ты не быть…»
Проведение практического занятия «Осторожно – огонь!» в 1,2 классах.

2 год обучения
Раздел 1. Пожарно – профилактическая подготовка
Теория: Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год.
Рассказы о некоторых характерных пожарах. Освоение умений и навыков профилактики
пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту.
Анализ причин гибели людей при пожарах. Ответственность за нарушение правил
пожарной

безопасности.

Ознакомление

с

основными

статьями

Кодекса

об

административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная
ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований
пожарной безопасности.
Практика: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном
учреждении;

тренинги

по правильному использованию средств пожаротушения,

выполнение памяток по теме; подготовка иллюстрированных материалов для проведения
бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
Раздел 2. Тактико – техническая подготовка
Теория: Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения
пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и
сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных
извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового,
27

порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления
эвакуацией; формирование у ребят необходимых волевых и морально психологических
качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практика: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных;
проведение организационно - деятельностной игры по отработке действий юных
пожарных при возникновении возгорания; тренинги по освоению навыков использования
различных средств пожаротушения в быту, в школе; экскурсия в пожарную часть; конкурс
эрудитов по истории противопожарной службы в России.
Раздел 3. Доврачебная медицинская подготовка
Теория: Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и
физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма.
Сердечнососудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах.
Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практика: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре.
Раздел 4. Противопожарное водоснабжение
Теория: Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств;
способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики.
Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение
Практика: освоение на практике на доступном уровне противопожарного
водоснабжения.
Раздел 5. Пожарно – прикладной спорт
Теория: Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического
вооружения;

формирование

Индивидуальное

и

групповое

волевых

и

обучение.

морально
Основа

психологических

профессиональной

качеств.

подготовки.

Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы)
спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам
пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанции, финиш).
Практика:

выполнение

различных

упражнений

по

пожарно-строевой

и

физической подготовке; проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту;
оформление информационного стенда о результатах работы «Дружины юных пожарных».

28

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Форма занятия

Количеств
о часов

Тема занятия

Групповая

2

Вводное занятие. Входной МОУ ДО
контроль
ТДДТ

2

Групповая

2

Инструктаж по ТБ

3

Групповая

2

Положение о ДЮП – цели, МОУ ДО
задачи, права и обязанности ТДДТ
членов дружины.

4

Групповая

2

История развития пожарной МОУ ДО
охраны в Древней Руси
ТДДТ

№
п\
п
1

Меся
ц

Числ
о

Время
проведени
я

29

Место
проведения

МОУ ДО
ТДДТ

Форма контроля

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

5

Групповая

2

Образование ДЮП в СССР

МОУ ДО
ТДДТ

6

Групповая

2

Экскурсия в пожарную часть МОУ ДО
с. Турунтаево
ТДДТ

7

Групповая

2

История пожарной охраны в МОУ ДО
Республике Бурятия
ТДДТ

8

Групповая

2

9

Групповая

2

Медали «За отвагу», «За
спасение
погибавших»,
Закон РФ «О пожарной
безопасности»,
Указ
Президента
РФ
«Об
установлении Дня пожарной
охраны»
Причины
возникновения
бытовых пожаров.

10

Групповая

2

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

Причины
возникновения МОУ ДО
бытовых пожаров.
ТДДТ

30

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,

11

Групповая

2

Способы
тушения
огня МОУ ДО
подручными средствами.
ТДДТ

12

Групповая

2

13

Групповая

2

Меры
пожарной
безопасности
при
эксплуатации
электробытовых,
газовых
приборов.
Меры
пожарной
безопасности
при
эксплуатации отопительных
печей.

14

Групповая

2

Основные причины пожаров МОУ ДО
при праздновании Нового ТДДТ
года.

15

Групповая

2

Ролевая игра «Чтобы ёлка МОУ ДО
только радость принесла»
ТДДТ

16

Групповая

2

Организация и проведение МОУ ДО

31

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,

рейда в школе по проверке ТДДТ
выполнения
пожарной
безопасности.
17

Групповая

2

Основные правила пожарной МОУ ДО
безопасности.
ТДДТ

18

Групповая

2

Основные правила пожарной МОУ ДО
безопасности.
ТДДТ

19

Групповая

2

Последствия пожаров.

20

Групповая

2

Действия при пожаре в МОУ ДО
квартире, подъезде, соседней ТДДТ
квартире.

21

Групповая

2

Пожар автомобиля, в гараже, МОУ ДО
на балконе.
ТДДТ

32

МОУ ДО
ТДДТ

беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

22

Групповая

2

Лесные пожары.

МОУ ДО
ТДДТ

23

Групповая

2

Молниезащита.

МОУ ДО
ТДДТ

24

Групповая

2

Способы
пожаров.

25

Групповая

2

Противопожарный режим в МОУ ДО
школе.
ТДДТ

26

Групповая

2

27

Групповая

2

Особенности современного
жилища. Чем оно опасно для
человека. Виды опасных и
вредных
факторов
современного жилища.
Чрезвычайные ситуации в
быту: поражение током,
утечка газа, разрушение.

33

прекращения МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая

28

Групповая

2

Причины
возникновения
бытовых пожаров. Условия
возникновения
пожара.
Поражающие
факторы
пожара.
Первичные
средства
пожаротушения.

МОУ ДО
ТДДТ

29

Групповая

2

30

Групповая

2

Виды огнетушителей.

МОУ ДО
ТДДТ

31

Групповая

2

Применение огнетушителей.

МОУ ДО
ТДДТ

32

Групповая

2

Назначение,
устройство, МОУ ДО
принцип действия и порядок ТДДТ
применения
ручных
огнетушителей.

33

Групповая

2

Правила
внутренним
краном.

34

МОУ ДО
ТДДТ

пользования МОУ ДО
пожарным ТДДТ

работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,

34

Групповая

2

Заправка
и
правила МОУ ДО
пользования огнетушителем. ТДДТ

35

Групповая

2

Отработка приемов работы с МОУ ДО
пожарно – техническим ТДДТ
вооружением.

36

Групповая

2

Профессия «пожарный».

37

Групповая

2

Необходимость профессии МОУ ДО
пожарного.
Готовность ТДДТ
пожарных
немедленно
прийти на помощь.

38

Групповая

2

Опасность
профессии.

39

Групповая

2

Телефон пожарной охраны МОУ ДО
«01»,
телефон
службы ТДДТ

35

МОУ ДО
ТДДТ

огненной МОУ ДО
ТДДТ

практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,

спасения «112».

40

Групповая

2

Боевая одежда пожарного.

41

Групповая

2

Виды
боевой
одежды МОУ ДО
пожарного, применение.
ТДДТ

42

Групповая

2

Экскурсия
в
ознакомления
одеждой.

ПЧ
с

МОУ ДО
ТДДТ

для МОУ ДО
боевой ТДДТ

43

Групповая

2

Отработка навыка надевания МОУ ДО
боевой одежды пожарного.
ТДДТ

44

Групповая

2

Автотехника МЧС

МОУ ДО
ТДДТ

45

Групповая

2

Применение техники МЧС

МОУ ДО

36

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,

ТДДТ

46

Групповая

2

Герои – пожарные

47

Групповая

2

Просмотр д/фильма о героях МОУ ДО
– пожарных.
ТДДТ

48

Групповая

2

Встреча
с
людьми МОУ ДО
героической профессии – ТДДТ
пожарными.

49

Групповая

2

Выпуск «боевого листка»

50

Групповая

2

Поражение током. Оказание МОУ ДО
первой помощи.
ТДДТ

37

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

51

Групповая

2

Ожоги.
Виды
ожогов. МОУ ДО
Оказание первой помощи.
ТДДТ

52

Групповая

2

Правила
транспортировки МОУ ДО
пострадавших.
ТДДТ

53

Групповая

2

Противопожарные
МОУ ДО
требования к территории и ТДДТ
помещениям
детского
учреждения.

54

Групповая

2

Знакомство
эвакуации».

55

Групповая

2

Основные
правила МОУ ДО
поведения
при
пожаре. ТДДТ
Способы
эвакуации
из
горящего здания.

56

Групповая

2

Общие
требования
к МОУ ДО
содержанию
путей ТДДТ
эвакуации,
эвакуационные
выходы.

38

с

«планом МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая

57

Групповая

2

Учебная эвакуация. Учебное МОУ ДО
преодоление
задымленной ТДДТ
зоны.

58

Групповая

2

Изготовление
эвакуации» школы.

59

Групповая

2

Создание агибригады.

МОУ ДО
ТДДТ

60

Групповая

2

Создание агибригады.

МОУ ДО
ТДДТ

61

Групповая

2

Создание агибригады.

МОУ ДО
ТДДТ

62

Групповая

2

Создание
выступления.
музыкального

39

«Плана МОУ ДО
ТДДТ

сценария МОУ ДО
Подбор ТДДТ

работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,

сопровождения.
63

Групповая

2

Репетиция

64

Групповая

2

Выступление агитбригады в МОУ ДО
детском саду («Огонь друг ТДДТ
или враг?»).

65

Групповая

2

Выступление агитбригады в МОУ ДО
детском саду («Огонь друг ТДДТ
или враг?»).

66

Групповая

2

Разработка цикла лекций по МОУ ДО
ППБ.
ТДДТ

67

Групповая

2

Проведение
лекционных МОУ ДО
занятий
с
учащимися ТДДТ
начальной школы.

68

Групповая

2

Игра
–
викторина МОУ ДО
«Пожарным можешь ты не ТДДТ

40

МОУ ДО
ТДДТ

практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,

быть…»

69

Групповая

2

Проведение практического МОУ ДО
занятия в 1, 2 классах – ТДДТ
«Осторожно – огонь!».

70

Групповая

2

Проведение практического
занятия в 1, 2 классах –
«Осторожно – огонь!».

МОУ ДО
ТДДТ

71

Групповая

2

Проведение практического
занятия в 1, 2 классах –
«Осторожно – огонь!».

МОУ ДО
ТДДТ

72

Групповая

2

Проведение практического
занятия в 1, 2 классах –
«Осторожно – огонь!».

МОУ ДО
ТДДТ

41

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

Календарно-тематическое планирование
2 года обучения

Форма занятия

Количеств
о часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

Групповая

3

МОУ ДО
ТДДТ

2

Групповая

3

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

3

Групповая

3

Отчего происходят пожары?
Данные по пожарам за
последний год. Рассказы о
некоторых
характерных
пожарах
Освоение умений и навыков
профилактики пожарной
безопасности в
образовательных и
культурно -зрелищных
учреждениях, в быту
Анализ причин гибели
людей при пожарах

4

Групповая

3

№
п\
п
1

Меся
ц

Числ
о

Время
проведени
я

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

Тренинги по правильному
МОУ ДО
использованию средств
ТДДТ
пожаротушения.
Выполнение памяток по теме

42

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
5практическая

5

Групповая

3

Ответственность
за МОУ ДО
нарушение правил пожарной ТДДТ
безопасности

6

Групповая

3

Ответственность
за МОУ ДО
нарушение правил пожарной ТДДТ
безопасности

7

Групповая

3

Ознакомление с основными МОУ ДО
статьями
Кодекса
об ТДДТ
административных
правонарушениях
в
Российской Федерации.

8

Групповая

3

9

Групповая

3

10

Групповая

3

Ознакомление с основными
статьями
Кодекса
об
административных
правонарушениях
в
Российской Федерации.
Административная
ответственность
граждан,
должностных, юридических
лиц
за
нарушения
требований
пожарной
безопасности.
Административная

43

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО
ТДДТ

МОУ ДО

р6абота
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,

11

Групповая

3

12

Групповая

3

13

Групповая

3

14

Групповая

3

ответственность
граждан,
должностных, юридических
лиц
за
нарушения
требований
пожарной
безопасности.
Подготовка
иллюстрированных
материалов для проведения
бесед
по
профилактике
пожарной безопасности дома
и
в
образовательных
учреждениях.
Подготовка
иллюстрированных
материалов для проведения
бесед
по
профилактике
пожарной безопасности дома
и
в
образовательных
учреждениях.
Подготовка
иллюстрированных
материалов для проведения
бесед
по
профилактике
пожарной безопасности дома
и
в
образовательных
учреждениях
Освоение знаний и умений в
области
противопожарной
защиты и тушения пожаров.

44

ТДДТ

беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,

15

Групповая

3

Освоение знаний и умений в МОУ ДО
области
противопожарной ТДДТ
защиты и тушения пожаров.

16

Групповая

3

17

Групповая

3

18

Групповая

3

19

Групповая

3

Назначение,
область
применения автоматических
систем пожаротушения и
сигнализации.
Основные
параметры
станции
пожарной
сигнализации,
пожарных извещателей.
Принцип действия,
устройство систем водяного,
пенного, газового,
порошкового
пожаротушения. Назначение
и устройство систем
оповещения и управления
эвакуацией.
Принцип действия,
устройство систем водяного,
пенного, газового,
порошкового
пожаротушения. Назначение
и устройство систем
оповещения и управления
эвакуацией.
Распределение обязанностей

45

МОУ ДО
ТДДТ

практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО

Наблюдение,

20

Групповая

3

21

Групповая

3

22

Групповая

3

23

Групповая

3

между членами отряда юных
пожарных; проведение
организационно деятельностной игры по
отработке действий юных
пожарных при
возникновении возгорания
Распределение обязанностей
между членами отряда юных
пожарных; проведение
организационно деятельностной игры по
отработке действий юных
пожарных при
возникновении возгорания
Тренинги
по
освоению
навыков
использования
различных
средств
пожаротушения в быту, в
школе
Основы профессии
пожарного

ТДДТ

беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

МОУ ДО
ТДДТ

Основы профессии
пожарного

МОУ ДО
ТДДТ

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая

46

МОУ ДО
ТДДТ

24

Групповая

3

Волевые и
моральнопсихологические
качества пожарного

МОУ ДО
ТДДТ

25

Групповая

3

Волевые и
моральнопсихологические
качества пожарного

МОУ ДО
ТДДТ

26

Групповая

3

Экскурсия в Пожарную часть МОУ ДО
ТДДТ

27

Групповая

3

Экскурсия в Пожарную часть МОУ ДО
ТДДТ

28

Групповая

3

Навыки слаженной работы в
составе группы пожарного

МОУ ДО
ТДДТ

29

Групповая

3

Навыки слаженной работы в
составе группы пожарного

МОУ ДО
ТДДТ

47

работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,

30

Групповая

3

Практическая работа:
МОУ ДО
конкурс эрудитов по истории ТДДТ
противопожарной службы в
России

31

Групповая

3

Практическая работа:
МОУ ДО
конкурс эрудитов по истории ТДДТ
противопожарной службы в
России

32

Групповая

3

Первичная доврачебная
помощь при пожаре

33

Групповая

3

Освоение приемов оказания
МОУ ДО
первой доврачебной помощи. ТДДТ

34

Групповая

3

Анатомия и физиология
человека

МОУ ДО
ТДДТ

35

Групповая

3

Органы дыхания, значение
их для деятельности

МОУ ДО
ТДДТ

48

МОУ ДО
ТДДТ

практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,

организма.

36

Групповая

3

Сердечно -сосудистая
система.

37

Групповая

3

Степени
доврачебная
ожогах.

ожогов, МОУ ДО
помощь при ТДДТ

38

Групповая

3

Степени
доврачебная
ожогах.

ожогов, МОУ ДО
помощь при ТДДТ

39

Групповая

3

Отравление продуктами
горения, первая помощь.

МОУ ДО
ТДДТ

40

Групповая

3

Отравление продуктами
горения, первая помощь.

МОУ ДО
ТДДТ

41

Групповая

3

Тренинги по освоению

МОУ ДО

49

МОУ ДО
ТДДТ

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,

приемов оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре

ТДДТ

42

Групповая

3

Тренинги по освоению
приемов оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре

МОУ ДО
ТДДТ

43

Групповая

3

Тренинги по освоению
приемов оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре

МОУ ДО
ТДДТ

44

Групповая

3

Противопожарное
водоснабжение

МОУ ДО
ТДДТ

45

Групповая

3

Понятие о свойствах воды
как основного вида
огнетушащих средств .

МОУ ДО
ТДДТ

46

Групповая

3

Понятие о свойствах воды
как основного вида
огнетушащих средств .

МОУ ДО
ТДДТ

50

беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

47

Групповая

3

Способы подачи воды при
пожаре.

МОУ ДО
ТДДТ

48

Групповая

3

Виды водопроводов и их
технические характеристики.

МОУ ДО
ТДДТ

49

Групповая

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран .

МОУ ДО
ТДДТ

50

Групповая

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран

МОУ ДО
ТДДТ

51

Групповая

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран

МОУ ДО
ТДДТ

52

Групповая

3

Пожарные
пожарный
пожарный
назначение.

51

водоемы, МОУ ДО
гидрант
и ТДДТ
кран;
их

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая

53

Групповая

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран

МОУ ДО
ТДДТ

54

Групповая

3

Пожарные водоемы,
пожарный гидрант и
пожарный кран

МОУ ДО
ТДДТ

55

Групповая

3

Пожарно
-строевая МОУ ДО
подготовка и пожарно - ТДДТ
спасательный спорт

56

Групповая

3

Назначение и работа
пожарно

МОУ ДО
ТДДТ

57

Групповая

3

Назначение и работа
пожарно

МОУ ДО
ТДДТ

58

Групповая

3

Назначение и работа
пожарно

МОУ ДО
ТДДТ

52

работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,

59

Групповая

3

Основа профессиональной
подготовки.

МОУ ДО
ТДДТ

60

Групповая

3

Основа профессиональной
подготовки.

МОУ ДО
ТДДТ

61

Групповая

3

Физическая
учащихся.

62

Групповая

3

Спортивные игры и
требования (нормативы)
спортивной классификации.

МОУ ДО
ТДДТ

63

Групповая

3

Спортивные игры и
требования (нормативы)
спортивной классификации.

МОУ ДО
ТДДТ

64

Групповая

3

Правила
проведения МОУ ДО
соревнований по различным ТДДТ

53

подготовка МОУ ДО
ТДДТ

практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,

видам пожарно-прикладного
спорта (общие положения,
старт, бег на дистанции,
финиш).
Выполнение различных
МОУ ДО
упражнений по
ТДДТ
пожарностроевой и
физической подготовке

65

Групповая

3

66

Групповая

3

Выполнение различных
упражнений по
пожарностроевой и
физической подготовке

МОУ ДО
ТДДТ

67

Групповая

3

Соревнование по
пожарноспасательному
спорту.

МОУ ДО
ТДДТ

68

Групповая

3

Соревнование по
пожарноспасательному
спорту.

МОУ ДО
ТДДТ

69

Групповая

3

Тренинг «Юный пожарный»

МОУ ДО
ТДДТ

54

творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

70

Групповая

3

Тренинг «Юный пожарный»

МОУ ДО
ТДДТ

71

Групповая

3

Оформление
информационного стенда о
результатах работы
«Дружины юных пожарных»

МОУ ДО
ТДДТ

72

Групповая

3

Оформление
информационного стенда о
результатах работы
«Дружины юных пожарных»

МОУ ДО
ТДДТ

55

Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа
Наблюдение,
беседа, опрос,
творческая ,
практическая
работа

Раздел 5.Методическое обеспечение программы
В процессе обучения предусматриваются следующие методы обучениясловесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение, диалог,
консультация, инструктаж; - наглядно-демонстрационный метод: демонстрации
таблиц, схем, иллюстраций, картин, рисунков, предметов, информационного
материала; - практический метод: выполнение работ с применением полученных
знаний, практические задания; - проектно-исследовательский: творческие проекты
с элементами исследования; - диалогический метод; - метод информационной
поддержки: самостоятельная работа со специальной литературой, журналами,
Интернет-ресурсами. - игровые; - методы опроса: собеседование, тестирование; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный метод; - метод
воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др. Формы
организации учебного занятия: беседа, занятие-фантазия, занятие-игра, занятиемастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита
творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация,
экскурсия, выставки (мини-выставки, выставки к знаменательным датам, итоговые
выставки).
Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
Светлое и просторное помещение, столы (10 штук), стулья (20 штук), компьютер,
мультимедийный

проектор,

тёмные

шторы,

фотоаппарат, плакаты, фишки – дорожные знаки.

56

магнитная

доска,

набор

магнитов,

Раздел 6 . Список литературы
Список использованной литературы
1. Волонтерское движение школьников по профилактике пожароопасного поведения /
под редакцией М.В.Батуриной. – Орск: Издательство ОГТИ, 2019. – 67с.;
2. Т.А.

Башкатова,

В.А.Зубченко,

В.П.Игошин,

Н.А.Соловьева,

Методические

рекомендации по организации ДЮП и изучению правил пожарной безопасности,
Оренбург, 2018г.;
3. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных
часов. Волгоград: Учитель, 2017г. – 110 с.;
4. Петина М.М., Салдеева М.Н. Методическое пособие о работе с детьми по
предупреждению пожаров. Оренбург – 2017г.;
5. Хаванцев В.Н., Чепурненко С.А., Карасев Д.В. Методическое пособие для проведения
занятий по правилам пожарной безопасности – Самара 2019г.
Список литературы для детей
1.

Т.Л.Броницкая Школа и пожарная безопасность. Оренбург 2017г.;

2.

«На сцене – ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ».г. Челябинск 2018 г.;

3.

«Обучение школьников правилам пожарной безопасности» г.Оренбург. 2017г.;

4.

«Осторожно огонь». Е.Л.Попок 2019г.;

5.

«Пособие для обучения детей правилам пожарной безопасности» г.Москва, 2017г.

6.

«Чтобы не было пожара» Е.Л.Попок. 2019г.

57

58

59


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».