Паспорт
№
п\п
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Образовательное
учреждение
«Рассмотрено»: №
протокола, дата
«Утверждено»:ФИО
директора, дата
ДОП,название
Направленность
ДОП
Охват по возрасту
МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ»
Педагогический совет
Протокол №___ дата:
Вшивкова О. А.
Дата:
Студия «Эко - мастерская»
Художественная (декоративно-прикладное творчества)
Учащиеся района 6 – 14 лет общеобразовательных школ
Прибайкальского района
2 года
Срок реализации
Автор-разработчик: Удовиченко Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного
образования
ФИО, должность
Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево,
Территория, год
2025 год
Основные характеристики программы
1.Пояснительная записка
1.1.
Название ДОП
Тип программы
Направленность
«Эко - мастерская»
Модифицированная
Художественная (декоративно-прикладное творчества)
1.2.
Актуальность
Одним из эффективных средств воспитания, в
котором тесно переплетаются формирование трудовых
навыков и художественное развитие учащихся начальных
классов, является внеклассная работа по украшению
изделий аппликацией.
Аппликация — интересный вид художественной
деятельности — способ работы с цветными кусочками
различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока,
цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические
чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас,
шелк), высушенных листьев. Она позволяет детям другими
глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них
радость труда, жажду творчества.
В последние годы повышается интерес к изделиям
ручной работы, креативным
видам декоративноприкладного творчества. Работа по данной программе
предоставляет возможность детям в условиях детского
объединения в полной мере реализовать все свои творческие
способности и в дальнейшем их использовать в
повседневной жизни. Приобщение детей и подростков к
занятиям
декоративно-прикладным
творчеством
предполагает
решение
проблемы
культурной
1
1.3.
Отличительные
особенности ДОП
1.4.
Педагогическая
целесообразность
преемственности,
профессиональной
ориентации
(знакомство с профессиями, декоратора, дизайнера,
оформителя),
эстетического,
художественного
нравственного воспитания средствами декоративноприкладного творчества.
Одна из ведущих идей программы - творческое
развитие личности учащихся. Особое внимание уделяется
развитию его воображения, фантазии и нестандартного
мышления. Предлагаемая программа построена так, чтобы
дать учащимся более полные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
В данной программе можно выделить:
•
преемственность
взаимодополняемость
используемых техник и технологий работы с различными
материалами, предполагающая их сочетание и совместное
применение;
• не подражание, а творчество - овладение приемами
и техниками декоративно-прикладного творчества не на
уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого
подхода и авторского замысла учащихся;
• процесс обучения строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, у учащихся
развиваются творческие начала.
Занятия в детском объединении «Эко - мастерская»
способствуют
разностороннему
и
гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих
способностей, решению задач трудового, нравственного и
эстетического воспитания. На занятиях создана структура
деятельности, создающая условия для творческого развития
учащихся
на
различных
возрастных
этапах
и
предусматривающая их дифференциацию по степени
одаренности.
Применяемые
формы,
методы
и
средства
образовательной деятельности, их взаимосвязь позволяют
детям научиться практическим приёмам работы по
созданию
предметов декоративно–прикладного
творчества. Степенью реализации воспитательного аспекта
учебного материала программы становятся результаты
личностных изменений, происходящих в
процессе
обучения: привитие интереса к культуре своей Родины, к
истокам народного творчества, воспитание эстетического
отношения
к
действительности;
способность
к
самостоятельной творческой работе; формирование
художественного вкуса и интересов; высокий уровень
коммуникативной культуры.
Программа способствует формированию высокого
интеллекта, духовности через приобретаемое мастерство.
Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служит для достижения
этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и
искусство приобщить детей к творчеству.
2
1.5.
Цель программы
1.6.
Задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития
творческих способностей школьников через знакомство с
техникой «Аппликация».
Для
достижения
данной
цели
программа
предусматривает выполнение следующих задач:
Образовательные:
-сформировать представление о различных техниках
декоративно-прикладного творчества;
- формировать интерес к изобразительному искусству;
- ознакомить с приемами и способами различных техник;
- обучить составлять эскизы, шаблоны, подбирать цветовую
гамму;
- ознакомить детей с правилами по технике безопасности
при работе с ножницами.
Воспитательные:
способствовать привитию интереса к декоративноприкладному творчеству;
- воспитывать художественный вкус, трудовую культуру,
усидчивость, терпение;
- формировать коммуникативные способности;
- воспитывать аккуратность, ответственность, осознанный
подход к работе;
- научить планировать предстоящую работу, выполнять ее
до конца;
- вызвать интерес к нетрадиционному художественному
творчеству, способствовать развитию воображения при
изготовлении поделок;
- формировать умение составлять простые композиции; личностное отношение к результатам своей деятельности
Развивающие:
-способствовать развитию эстетического вкуса, творческой
фантазии, воображения, пространственного представления;
-способствовать формированию потребности создавать
предметы
декоративно-прикладного
творчества
по
собственному замыслу;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук,
глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление,
обогащать словарный запас;
-развить мотивацию и творческое отношение к
заинтересованному делу;
-развить природные задатки и способности учащихся
(восприятие, воображение, образное мышление, память).
- стремление к завершению начатой работы (достижения
цели);
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение
работать в коллективе;
- самостоятельно и без напоминаний убрать своё рабочее
место;
метапредметные:
- развивать познавательные процессы: память, внимание,
мышление, воображение, восприятие, моторику рук;
3
1.7.
1.8.
Возраст
обучающихся,
согласно
дифференциации
Формы занятий
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию
самостоятельности, образовательных областей, умения и
навыки в жизни;
- находить необходимую информацию в словарях,
энциклопедиях, сети Интернет;
- формулировать мысли с учетом учебных и жизненных
ситуаций.
Первый год обучения – 6-10 лет
Второй год обучения – 11-14 лет
Групповые, индивидуально-групповые
2.Объем программы
2.1
2.2.
2.3.
Объём программы
(кол-во час. на весь
период обучения)
Срок реализации
ДОП (кол. недель,
мес., лет)
Режим занятий
(ск.раз в нед., всего
по годам обучения)
2 года обучения - 360 часов,
72 недели, 18 месяцев, 2 года
1 года обучения - 2 раза в нед. по 2 ак. часа, (4 часа в неделю);
144 часа в год.
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в
неделю); 216 часов в год.
3.Планируемые результаты
3.1
Планируемые
результаты (ЗУН):
В конце программы воспитанники должны знать:
- правила техники безопасности;
- свойства разнофактурных ниток;
- основные приемы работы с нитками;
- последовательность изготовления картин из цветных
ниток и пряжи.
-основы выполнения техники работы с природным
материалом;
-основы выполнения техники работы с дополнительными
материалами - песком, и др. сыпучими материалами (рис,
пшено, манка, опилки)
-способы работы с инструментами (кисточки, ножницы,
клей ПВА, карандаши и другие материалы);
-понимать значения терминов: краски, композиция,
орнамент, аппликация;
-названия основных и составных цветов;
Должны уметь:
-правильно пользоваться инструментами (карандашами,
кистью, ножницами);
- пользоваться копировальной бумагой;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
-классифицировать нитки по форме и цвету;
-составлять композиции согласно правилам;
-рассчитывать плотность наклеивания изделий;
- изготавливать поделки из природного и бросового
материала;
- дополнять поделки другими материалами;
4
3.2
-изготавливать плоские и объемные фигуры, цветы,
украшения;
-выполнять отдельные элементы и сборку изделий.
В результате реализации программы дети
приобретают умения и навыки:
- формируется умение наложения шаблона на бумагу,
вырезание ножницами;
- использовать различный материал для изготовления
аппликации;
• формируется навык работы с цветными нитками и
пряжей: (аппликации на основе использования
трикотажных, разнофактурных, волнистых ниток);
• развиваются мелкая моторика, навыки ручной умелости;
• формируется умение определять возможные методы
решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;
• формируется умение применять методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием
различных вариантов;
• формируется умение и желание участвовать в
конструктивной беседе, в процессе совместной творческой
деятельности, пользоваться специальной терминологией.
В начале и конце года проводится диагностика
Способы и формы
знаний, умений навыков детей. В ходе диагностики
проверки
оценивается не только оригинальность образного решения,
результатов
(система оценочных но и качество выполнения работы (разнообразное
использование материала, переданы ли характерные детали
средств,
или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы).
мониторинг
Учитывается
также
техника
выполнения
работы
эффективности
разнообразным
художественным
материалом
и
ДОП)
аккуратность выполненной работы, умение дополнять свою
работу и производить самоанализ.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Формами подведения итогов являются участие
воспитанников в выставках и конкурсах различного уровня
(муниципальные,
районные,
всероссийские,
международные);
• открытые занятия, мастер-классы.
• индивидуальные выставки;
• выставки;
• индивидуальные листы достижений на каждого
воспитанника;
• вручение диплома об окончании кружка.
Содержание программы
2.1.Учебно-тематический план
2.1.1 Перечень разделов,
тем,
всего
час,
практические
теоретические
занятия,
форма
контроля по годам
(Учебно-тематический план см. стр. 19-22)
5
обучения (см. УТП
на 36 недель)
2.2.Содержание тем по годам
2.2.1 Основные понятия
курс
1-ый год обучения-Аппликация из шерстяных нитей
(ниткография)
Термины:
Аппликация - (от лат.appllcatio-накладывать,
прикладывать) - один из видов прикладного искусства,
используемый для художественного оформления различных
предметов(одежды, мебели ,посуды и т.д.) при помощи
прикрепления к основному фону вырезанных декоративных
или тематических форм
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или
толстой нити контурных изображений различных
предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие
«ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» подразумевает
материал,
при
помощи
которого
осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать,
изображать образ предмета.
Нитки – общее название тонкоскрученного
материала в несколько сложений, имеющего малый размер
и имеющую максимальную длину.
Пряжа – это нить, скрученная особым способом и
имеющая разнообразный состав.
Сувенир – это подарок на память.
Ножницы – инструмент для резания, стрижки,
состоящий из двух крест-накрест соединенных лезвий с
ручками в виде колец.
Картон, тонированная или бархатная бумага
Композиция — взаимное расположение фигур на
выбранном формате.
Орнамент — ритмически построенный узор,
составленный из повторяющихся элементов.
Трафарет — лист картона, в котором проколоты
дырочки для многократного воспроизведения изображения.
Шаблон — образец из картона, обводя который
можно многократно повторять фигуры.
2 год обучения – Аппликация из подручных средств
(текстильные материалы, цветная бумага, природный
материал, газеты и т.д.)
Природный материал-это то что мы находим в
природе, окружающей нас. Природные материалы можно
разделить на 2 группы: 1-растительная,2- минеральные. К
первой группе относятся материалы растительного
происхождения ( мох, кора, листья, грибы ,солома, желуди,
каштаны, тополиный пух и многое другое . Минеральные
природные материалы- ракушки, камушки, песок,скорлупа,
драгоценные камни.
Текстильные материалы – это материалы, состоящие
из текстильных волокон. К ним относятся сами волокна,
нити, пряжа и изделия из них: войлок, фетр, ткани, тркотаж
и т.д.
6
2.2.2 Краткое описание
теоретических и
практических
аспектов по
разделам УТП
1-й год обучения
-Вводное занятие
-Предметное конструирование из ниток
-Творческое конструирование из ниток
-Сюжетное конструирование из ниток
2-й год обучения
-Посещение школ реклама студии, показ работ,
комплектование групп, знакомство с детьми, правила
поведения на занятиях, инструктаж по технике
безопасности, составление списков детей
- Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги
- Аппликация из подручных средств
-Аппликация из природных материалов
- Аппликация из бумаги
-Аппликация из текстильных материалов
Для отслеживания образовательного процесса
2.2.3 Формы контроля по
используются следующие виды контроля:
разделам и
- собеседование
уровням:
- начальный контроль
стартовый,
- итоговый контроль
базовый,
- анкетирование
продвинутый
- участие обучающихся в выставках
- участие в конкурсах (районных, республиканских,
всероссийских, международных)
- выставки работ детского творчества после каждого
занятия
2.3.Календарно-тематическое планирование
2.3.1 Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий,
количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году
обучения (см. стр. 28-46)
Организационно-педагогические условия
3.1
Методическое
обеспечение ДОП
(методики,
технологии)
Основной формой работы являются учебные занятия
– групповые. Это могут быть: занятия – вариации, занятия импровизации, занятия – праздники, занятия –
эксперименты. Одно из главных условий успеха обучения
детей и развития их творчества – это индивидуальный
подход к каждому учащемуся. Важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных,
групповых,
индивидуальных
форм
организации на занятиях. Коллективные занятия вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства
коллективизма. Результаты коллективного творчества
учащихся находят применение в оформлении кабинетов,
коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях
творческие работы используются как подарки для родных,
друзей ветеранов и т.д. Общественное положение
результатов творческой деятельности учащихся имеет
большое значение в воспитательном процессе. Отчет о
работе проходит в форме выставок, открытых занятий,
конкурсов,
фестивалей,
массовых
мероприятий.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия
7
в свободное время; обучение организовано на добровольных
началах со всех сторон (дети, родители, педагоги);
учащимся предоставляется возможность удовлетворения
своих интересов и сочетания различных направлений и
форм занятий;
Образовательный процесс включает в себя
различные методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
Для
качественного
развития
творческой
деятельности программой предусмотрено:
- Предоставление учащемуся свободы творческой
деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с
разными вариантами сложности. Это обеспечивает
овладение приемами творческой работы всеми учащимися.
В
каждом
задании
предусматривается
исполнительский и творческий компонент
- Создание увлекательной, но не развлекательной
атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества
необходимы трудовые усилия.
Положительная оценка работы ребенка является для
него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и
недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать
оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы
поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех
учащихся.
3.2
3.3
3.4
Метод. виды
продукции
Условия
реализации ДОП
(ресурсы для
проведения
занятий)
Используемая
литература
Рисунки, поделки, панно, коллажи, аппликации
Для реализации этой программы имеется в наличии
хорошо
освещенный
кабинет
с
необходимым
оборудованием:
- столы, свободно расставленные;
- шкаф для хранения материалов и изготовленных
изделий;
- изображение готовых примерных картин из ниток в
электронном варианте.
Для педагога:
1.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные
ниточки: Пособие для занятий с детьми– М.: АРКТИ, 2017.
2. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. АСТ- Пресс
Книга., 2018.
3.Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников.
Методическое пособие.–СПб.: «Детство-Пресс», 2015.
4.Зайцева А.А. Декоративные объемные цветы в
технике ганутель Эксмо-Пресс, 2018 .
5.Ивановская Т.В. Волшебная изонить Рипол
Классик 2017.
8
6.Леонова О. Рисуем нитью: Ажурные картинки
Литера, 2014.
7.Лещинская Ю.С. Волшебная изонить Харвест 2016.
8.Новиковская О.А. «Ниткография», СПб.: Паритет,
2013.
9.Журналы из серии «Вышивка».
10.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. АСТПресс Книга., 2014.
11.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.:
Легпромбытиздат, 2010
12.Работнова И.П. Художественная вышивка. М.,
2012
13.
Абакумова Е.М Развитие творческого
потенциала воспитанников учреждения дополнительного
образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2019. №4
14.
Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие
детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2018. –
№ 1.
15.
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение
одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. _2016. _№ 3
16.
Журнал «Сделай сам» № 3,4, 5, 6,7- 2019 г. .№
5-2015
17.
Журнал
«Работница»,
«Крестьянка»
вкладыш, вышивка, аппликация
Литература, рекомендуемая для детей и
родителей.
1.Белашова А.В. Юрченко Н.В. Веселая паутинка.
Пособие для детей.Просвещение; 2010.
2.Максимова М., Кузьмина М. Вышивка первые
шаги. –М.: 2012.
3.Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.:
Эксмо, 2012.
4.Торгашова В. Рисуем нитью. Скрипторий-2012;
Интернет-ресурсы
1.
Мастер-класс «Ежик». Страна мам. Режим
доступа: http://www.stranamam.ru/post/6586797/
2.
Кладовая
развлечений.
Режим
доступа:
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-izshpagata- cvetochnaja-fantazija.html
3.
Сайт «Страна мастеров». Режим доступа:
https://stranamasterov.ru/node/151588
4.
Сайт
«Рinterest»
https://ru.pinterest.com/ideas
9
Режим
доступа:
5.
Сайт
«Цветное.ру».
Режим
доступа:https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/izonit-i-kanitelsekrety-i-osobennosti-vyshivki-osnovy-dlya-nachinayushchikh/
6.
Изонить.
Схемы.
Режим
доступа:https://vk.com/podarkiizonit
7.
Ниткография
для
начинающих.
Режим
доступа: https://nito4ka.ru/nitkografiya-dlya-nachinayushhih/
10
Раздел 1.Пояснительная записка
1.1.Нормативная правовая база
Программа разработана на основании:
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрирован 26.09.2022 №
70226);
-Постановления Главного
государственного
санитарного врача
Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-Устава МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ».
1.2.Основные характеристики программы
Основная направленность программы – художественная (декоративно-прикладное
творчество)
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются
формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов,
является внеклассная работа по украшению изделий аппликацией.
Аппликация — интересный вид художественной деятельности — способ работы с
цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные
бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя
(бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Она позволяет детям другими глазами
взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества.
Занимаясь в кружке, посещая выставки, ребята учатся понимать и ценить
произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много
интересного об истории и культуре своего края и страны. В значительной степени работа
способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них
стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.
Данная
программа
является
общекультурной
программой
художественной
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению
учащихся начальной школы основам искусства аппликации. Занятия позволяют детям
удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной
11
образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять
совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа так же
предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает
детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной
ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Кроме
того, дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, умение выслушивать и
воспринимать
чужую
точку
зрения.
Аппликация
выполняется
в
определённой
последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор материала, изготовление
деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление. Программа способствует
развитию фантазии, заставляет работать мысль, расширяет кругозор. Воспитывает
эстетический и художественный вкус, позволяет выразить себя путем создания чего-то
конкретного, материального.
Актуальность программы
В последние годы повышается интерес к изделиям ручной работы, креативным
видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет
возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать все свои
творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Приобщение детей и подростков к занятиям декоративно-прикладным творчеством
предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной
ориентации (знакомство с профессиями швеи, декоратора, дизайнера, оформителя),
эстетического, художественного нравственного воспитания средствами декоративноприкладного творчества.
Одна из ведущих идей программы - творческое развитие личности учащихся. Особое
внимание уделяется развитию его воображения, фантазии и нестандартного мышления.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления
о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой
области заключаются в том, что в ней можно выделить:
• преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий
работы с различными материалами, предполагающая их сочетание и совместное
применение;
• не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками декоративноприкладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого
подхода и авторского замысла учащихся;
12
• процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и
приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, у учащихся
развиваются творческие начала.
Занятия в детском объединении «Эко-мастерская» способствуют разностороннему и
гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей,
решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана
структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на
различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени
одаренности.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что применяемые формы,
методы и средства образовательной деятельности, их взаимосвязь позволяют детям
научиться практическим приёмам работы по созданию предметов декоративно–
прикладного творчества. Степенью реализации воспитательного аспекта учебного
материала программы становятся результаты личностных изменений, происходящих в
процессе обучения: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, воспитание эстетического отношения к действительности; способность к
самостоятельной творческой работе; формирование художественного вкуса и интересов;
высокий уровень коммуникативной культуры.
Программа способствует формированию высокого интеллекта, духовности через
приобретаемое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служит для достижения этого. Программа направлена на
то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цели и задачи
1.Обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и отражать их в
речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
2.Формирование способности эстетического, творческого восприятия;
3.Развитие у них способности к творчеству, пробуждение интереса к трудовой
деятельности, привитие навыков культуры и взаимопомощи;
4.Обучение более глубокому ознакомлению с окружающим миром, наблюдению за
происходящими в нём изменениями, выработке у ребят таких черт характера, как
аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работая в коллективе.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих
задач:
Образовательные:
13
-сформировать представление о различных техниках декоративно-прикладного
творчества;
-научить работать с оборудованием;
-формировать интерес к изобразительному искусству;
-ознакомить с приемами и способами различных техник;
-обучить составлять эскизы, шаблоны, подбирать цветовую гамму;
-ознакомить детей с правилами по технике безопасности при работе с иглами,
шилом, ножницами.
Воспитательные:
-способствовать привитию интереса к декоративно- прикладному творчеству;
-воспитывать художественный вкус, трудовую культуру, усидчивость, терпение;
-формировать коммуникативные способности;
-воспитывать аккуратность, ответственность, осознанный подход к работе;
-научить планировать предстоящую работу, выполнять ее до конца;
-вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать
развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;
-формировать умение составлять простые композиции; личностное отношение к
результатам своей деятельности
Развивающие:
-способствовать развитию эстетического вкуса, творческой фантазии, воображения,
пространственного представления;
-способствовать формированию потребности создавать предметы декоративноприкладного творчества по собственному замыслу;
-развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное
восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас;
-развить мотивацию и творческое отношение к заинтересованному делу;
-развить природные задатки и способности учащихся (восприятие, воображение,
образное мышление, память).
-стремление к завершению начатой работы (достижения цели);
-воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе;
-самостоятельно и без напоминаний убрать своё рабочее место;
метапредметные:
-развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение,
восприятие, моторику рук;
14
-способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности,
образовательных областей, умения и навыки в жизни;
-находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети Интернет;
-формулировать мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Возраст обучающихся: 6-14лет
1.3.Объем программы
Объем программы - 2 года обучения - 216 часов
Срок реализации – 2 года (72 недели, 18 месяцев)
Режим занятий
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 академических часа для 144 часа в год;
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа 216 часов в год.
1.4.Формы и методы организации образовательного процесса
Формы работы
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового
материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете
изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Структура занятия:
-Создание игровой ситуации.
-Рассматривание образца.
-Объяснение, показ приемов работы.
- Работа с материалами.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Методы воспитания:
1.
Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют,
внешний вид педагога - основные характеристики предметной среды мастерской)
2.
Метод организации воспитывающей среды, т.е. взаимодействие детей со
средой (доверительный и уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера
принятия человека и доброго отношения друг к другу).
15
3.
Метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним
жизни (постоянная апелляция к сознанию ребенка; извлечение целостного содержания из
повседневных ситуаций, попытки совместно разобраться в значении общечеловеческих
ценностей; организация рефлексии по окончании совместной работы в мастерской .
Формы подведения итогов реализации программы. При завершении выполнения
данной программы обучения за год подводятся итоги, с проведением итогового занятия, в
котором проводится отбор изделий для участия в выставках, районных и республиканских
мероприятиях, проведение игры «Звездный час» - с поощрением лучших кружковцев по
итогам года. Выставка, показ готовых изделий, ярмарка талантов - все эти мероприятия
дают возможность самореализации, получить профессиональную направленность,
испытать «ситуацию успеха».
1.5.Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Эко-мастерская» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- учебно – познавательный интерес к творчеству, как одному из видов
изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
16
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно –
прикладного искусства;
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть
развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность.
17
Раздел 2. Учебно-тематический план
1 год обучения стартовый уровень
(аппликация в технике «ниткография и изонить»)
№
Названия раздела, темы
Количество часов
п/п
Формы контроля
Теория Практика Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
-
2
Беседа, опрос
2
Раздел 1. «Техника Изонить»
29
55
84
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
Знакомство с техникой «Изонить».
2
2
4
Приёмы и способы заполнения
3
3
6
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
Животный мир
6
12
18
Природа
6
12
18
Весёлая геометрия
2
6
8
Художественные орнаменты
4
8
12
Открытки-поздравлялки
6
12
18
Раздел 2. «Техника Ниткография»
16
36
52
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
2
4
2
6
8
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
6
12
18
6
16
22
геометрических фигур.
Изделия в технике «Изонить» по темам:
3
Знакомство с техникой «Ниткография». 2
Изделия в технике «Ниткография» по
темам:
Моя любимая игрушка
Природа
Открытки-поздравлялки
18
4
Раздел 3. Диагностическая работа
-
4
4
Сравнительный
анализ, подведение
итогов
5
Итоговое занятие
2
-
2
Итоговая выставка
творческих работ
49
95
144
ИТОГО:
19
2-ой год обучения
(Аппликация из подручных средств)
№
Названия раздела, темы
Количество часов
п/п
Формы контроля
Теория Практика Всего
1
Добор детей в группы
2
-
2
Беседа, опрос
2
Введение в аппликацию
3
17
20
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
6
34
40
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
Использование природных материалов 6
32
38
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
6
34
40
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
3
27
30
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа, выставка
3
27
30
Сравнительный
анализ, подведение
итогов
Знакомство
с
инструментами
материалами
и
Основные техники аппликации
История аппликации и её виды
Безопасность работы с инструментами
3
Простые аппликации
Аппликация из бумаги
Аппликация из ткани
4
Аппликация из сухоцветов и листьев
Аппликация из семян и шишек
Аппликация
материалов
5
из
других
природных
Тематические аппликации
Аппликация на темы природы
Аппликация на темы праздников
Аппликация на темы животных
Аппликация на
мультфильмов
6
темы
сказок
Создание объемных аппликаций
и
Объемные аппликации из бумаги
Объемные аппликации из ткани
Работа с подручными материалами
7
Индивидуальные проекты
Выбор темы и планирование проекта
20
Создание индивидуальных проектов
Презентация и обсуждение работ
8
Участие в выставках и конкурсах
6
10
16
35
181
216
Подготовка к выставке работ
Участие в конкурсах
Оценка и анализ результатов
ИТОГО:
21
Итоговая выставка
творческих работ
Раздел 3.Содержание программы
1-й год обучения Аппликация в технике «Изонить и Ниткография»
Вводное занятие (2 часа)
Теория. Знакомство с группой детей, игры на знакомство. Краткое ознакомление с
программой, расписанием и режимом занятий. Беседа о различных видах творчества.
Знакомство с кабинетом, рабочим местом. Правила содержания рабочего места в чистоте и
порядке. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Правила
техники безопасности труда.
Раздел 1 «Техника Изонить» (84 часа)
Знакомство с техникой Изонить (4 часа)
Теория. Знакомство
с
техникой, последовательностью
выполнения
работ,
необходимыми материалами и инструментами.
Практика: Овладение навыками составлять эскиз и изготавливать шаблон.
Знакомство с правилами безопасного использования в работе игл, ножниц, шила. Просмотр
готовых работ, схем, шаблонов, коллажей. Знакомство с литературой по технике Изонить.
Приёмы и способы заполнения геометрических фигур (6 часов)
Теория. Знакомство с приёмами заполнения угла, окружности, дуги.
Практика. Работа на готовом шаблоне. Проделывание дырок шилом, вышивание
нитками выбранной простой геометрической фигуры по схеме.
Изделия в технике «Изонить» по темам
Животный мир (18 часов).
Теория. Знакомство с примерами работ: «Бабочка», «Птички», «Морские
обитатели». Обсуждение эскизов, последовательности выполнения работ. Определение
цветовой гаммы будущей композиции. Обсуждение оформления готового изделия.
Практика. Составление эскизов, закрепление эскиза на обратной стороне основы,
подбор цветовой гаммы. Изготовление шаблона- проделывание дырок шилом с обратной
стороны основы. Заполнение элементов работы нитями разных цветов. Оформление
готовой работы.
Природа (18 часов). Теория. Знакомство с примерами работ: «Осенний листопад»,
«Снежинки»,
«Свет
далёких
планет».
Обсуждение
эскизов,
последовательности
выполнения работ. Определение цветовой гаммы будущей композиции. Обсуждение
оформления готового изделия. Практика. Составление эскизов, закрепление эскиза на
обратной стороне основы, подбор цветовой гаммы. Изготовление шаблона - проделывание
22
дырок шилом с обратной стороны основы. Заполнение элементов работы нитями разных
цветов. Оформление готовой работы.
Весёлая геометрия (8 часов).
Теория. Знакомство с примерами работ: «Ромб, квадрат, прямоугольник»,
«Многослойная окружность». Обсуждение эскизов, последовательности выполнения
работ. Определение цветовой гаммы будущей композиции. Обсуждение оформления
готового изделия.
Практика. Составление эскизов, закрепление эскиза на обратной стороне основы,
подбор цветовой гаммы. Изготовление шаблона- проделывание дырок шилом с обратной
стороны основы. Заполнение элементов работы нитями разных цветов. Оформление
готовой работы.
Художественные орнаменты (12 часов).
Теория. Знакомство с примерами работ: «Художественные орнаменты», «Закладка».
Обсуждение эскизов, последовательности выполнения работ. Определение цветовой гаммы
будущей композиции. Обсуждение оформления готового изделия.
Практика. Составление эскизов, закрепление эскиза на обратной стороне основы,
подбор цветовой гаммы. Изготовление шаблона- проделывание дырок шилом с обратной
стороны основы. Заполнение элементов работы нитями разных цветов. Оформление
готовой работы.
Открытки-поздравлялки (18 часов).
Теория. Знакомство с примерами работ: «Новогодние шары», «Цветы для мамы»,
«Сеточка в квадратике». Обсуждение эскизов, последовательности выполнения работ.
Определение цветовой гаммы будущей композиции. Обсуждение оформления готового
изделия.
Практика. Составление эскизов, закрепление эскиза на обратной стороне основы,
подбор цветовой гаммы. Изготовление шаблона- проделывание дырок шилом с обратной
стороны основы. Заполнение элементов работы нитями разных цветов. Оформление
готовой работы.
Раздел 2 «Техника Ниткография» (52 часа)
Знакомство с техникой Ниткография (4 часа)
Теория. Знакомство
с
техникой, последовательностью
выполнения
работ,
необходимыми материалами и инструментами.
Практика: Овладение навыками составлять эскиз. Знакомство с правилами
безопасного использования в работе иглы, ножниц. Просмотр готовых работ, коллажей.
Знакомство с литературой по технике Ниткография.
23
Изделия в технике «Ниткография» по темам
Моя любимая игрушка (8 часов).
Теория. Знакомство с примером работы: «Моя любимая игрушка». Обсуждение
эскизов, последовательности выполнения работ. Определение цветовой гаммы будущей
композиции. Обсуждение оформления готового изделия.
Практика. Составление эскиза, подбор цветовой гаммы и ниток по фактуре.
Заполнение элементов работы нитями разных цветов при помощи клея. Оформление
готовой работы.
Природа (18 часов).
Теория. Знакомство с примерами работ: «Грибное лукошко», «Дары осени»,
«Цветочная полянка». Обсуждение эскизов, последовательности выполнения работ.
Определение цветовой гаммы будущей композиции. Обсуждение оформления готового
изделия.
Практика. Составление эскиза, подбор цветовой гаммы и ниток по фактуре.
Заполнение элементов работы нитями разных цветов при помощи клея. Оформление
готовой работы.
Открытки-поздравлялки (22 часа).
Теория. Знакомство с примерами работ: «Новый год», «Сердечко», «8 марта»,
«Здравствуй, Лето!». Обсуждение эскизов, последовательности выполнения работ.
Определение цветовой гаммы будущей композиции. Обсуждение оформления готового
изделия.
Практика. Составление эскиза, подбор цветовой гаммы и ниток по фактуре.
Заполнение элементов работы нитями разных цветов при помощи клея. Оформление
готовой работы.
Раздел 3. Диагностическая работа (4 часа) Теория. Содержание диагностики.
Практика.
Диагностирование
Диагностирование
ЗУН
и
по
критериям
способностей.
уровня
Промежуточная
усвоения
программы.
диагностика
(карты
индивидуального маршрута развития ребенка, блиц-опросы, тестирование, анкетирование,
викторины).
Итоговое занятие (2 часа) Теория. Подведение итогов. Награждение грамотами за
успехи. Задание на лето. Обсуждение планов на следующий учебный год.
24
2-ой год обучения «Аппликация из подручных средств»
1. Вводные занятия:
Комплектование детей в студию. Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Цели и задачи
объединения. План работы объединения. Права и обязанности учащихся. Правила
поведения.
Вводный блок
- Введение в аппликацию: история, виды, особенности.
- Основные материалы и инструменты: материалы, приспособления, безопасные
правила работы.
- Техники выполнения аппликаций:
- Аппликация из бумаги (простая и объемная)
- Аппликация из ткани
- Аппликация из природных и бросовых материалов
- Основы композиции и художественного оформления.
2. Теоретическая часть
- Цветоведение в аппликации.
- Формы, пропорции, баланс и ритм.
- Создание сценария и идеи для аппликации.
- Основы дизайна и декоративного оформления.
3. Практическая часть
- Работа с бумагой:
- Вырезание, слоистость, комбинирование материалов.
- Работа с тканью:
- Нарезка, клеевые технологии.
- Использование природных материалов:
- Засушенные листья, ветки, семена, кора.
- Использование бросового и доступного материала:
- Обертки, крышки, пластиковые бутылки, тканевые обрезки.
- Создание тематических проектов:
- Детские аппликации, панно, открытки, композиции.
4. Итоговые проекты
- Разработка индивидуального/группового проекта.
- Создание серии аппликаций.
- Подготовка и оформление выставочного экспоната.
5. Итоговая аттестация и выставка работ (проведение и оформление)
25
- Защита проектов.
- Обсуждение результатов, подведение итогов.
26
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
1-й год обучения Аппликация в технике «Изонить и Ниткография»
№
Месяц
Число Время
п\
прове
п
дения
1
Форма
Количе
занятия
ство
Тема занятия
Место
Форма контроля
проведения
часов
Групповое
2
Вводное занятие.
Знакомство с
объединения,
Материалы
безопасности
булавками
Групповое
10
ТДДТ
Собеседование
ТДДТ
Опрос,
задачами объединения, планом работы
правилами поведения в объединении.
и
инструменты.
Правила
техники
при работе с иглами, ножницами,
Техники Изонить и Ниткография. Теоретическая
часть.
педагогическое
наблюдение
2
Групповое
2
Хочу творить! Диагностика.
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
наблюдение
3
Групповое
2
Изонить - как вид декоративно-прикладного творчества.
История возникновения изонити.
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
наблюдение
4
Групповое
2
Подготовка к вышивке. Способы закрепления нитки.
Знакомство с инструментами и художественными
материалами.Организация рабочего места. Литература по
изонити.
27
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
наблюдение
5
Групповое
2
Ниткография - как вид декоративно-прикладно-го
творчества. История возникновения ниткографии.
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
наблюдение
6
Групповое
2
Подготовка к работе. Знакомство с инструментами и
художественными материалами. Организация рабочего
места. Литература по ниткографии.
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
наблюдение
Групповое
7
Групповое
Групповое
130
2
6
Выполнение изделий в технике Изонить и технике
Ниткография.
ТДДТ
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение
угла.
ТДДТ
Изонить. Открытка «Бабочка».
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
8
Групповое
2
Составление эскиза. Изготовление шаблона изделия.
Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
наблюдение
9
Групповое
2
Выполнение работы (начало)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
10
Групповое
2
Выполнение работы (завершение).
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
Групповое
6
Ниткография. Открытка «Грибное лукошко»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
28
11
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
12
Групповое
2
Выполнение работы (начало)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
13
Групповое
2
Выполнение работы (завершение).
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
14
Групповое
Групповое
2
6
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение
дуги.
ТДДТ
Изонить. Открытка «Осенний листопад»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
15
Групповое
2
Выполнение эскиза.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
16
Групповое
2
Изготовление шаблона.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
17
Групповое
2
Выполнение работы.
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
Групповое
6
Ниткография. Открытка «Дары осени»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
18
Групповое
2
Выполнение эскиза.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
19
Групповое
2
Выполнение работы (начало).
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
29
20
Групповое
2
Выполнение работы (завершение).
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
21
Групповое
Групповое
2
6
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение
окружности.
ТДДТ
Изонить. Изготовление закладки.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
22
Групповое
2
Выполнение эскиза.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
23
Групповое
2
Изготовление шаблона
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
24
Групповое
2
Выполнение работы.
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
Групповое
25
26
Групповое
Групповое
4
2
2
Изонить. Знакомство с
заполнения окружности.
приёмами
многослойного
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Порядок
заполнения
окружности
приёмом
многослойности.
Составление
шаблонов.
Выбор
цветовой гаммы.
ТДДТ
Изготовление образца по шаблону.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповое
6
Ниткография. Открытка «Новый год».
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
30
27
Групповое
2
Выполнение эскиза.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
28
Групповое
2
Выполнение работы (начало).
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
29
Групповое
2
Выполнение работы (завершение).
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
Групповое
6
Изонить. Открытка «Новогодние шары»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
30
Групповое
2
Выполнение эскиза.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
31
Групповое
2
Изготовление шаблона.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
32
Групповое
2
Выполнение работы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Групповое
6
Изонить. Открытка «Снежинки».
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
33
Групповое
2
Выполнение эскиза.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
34
Групповое
2
Изготовление шаблона.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
35
Групповое
2
Выполнение работы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
31
Групповое
6
Изонить. Составление художественных орнаментов.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
36
Групповое
2
Выполнение эскизов орнаментов.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
37
Групповое
2
Выполнение шаблонов орнаментов.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
38
Групповое
2
Изготовление образцов орнаментов.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
39
40
Групповое
Групповое
Групповое
2
2
4
Изонить. Порядок заполнения квадрата,
прямоугольника. Составление эскизов.
ромба,
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Изонить. Заполнение квадрата, ромба, прямоугольника.
Составление шаблона и выполнение работы.
ТДДТ
Ниткография. Открытка «Сердечко».
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
41
42
Групповое
Групповое
2
2
Выполнение эскиза, изготовление шаблона. Выбор
цветовой гаммы.
ТДДТ
Выполнение работы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповое
6
Изонить. Открытка «Цветы для мамы!»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
43
Групповое
2
Выполнение эскиза, выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
32
44
Групповое
2
Изготовление шаблона.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
45
Групповое
2
Выполнение работы.
ТДДТ
Самооценка
Групповое
6
Ниткография. Открытка «8 марта! »
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
46
Групповое
2
Выполнение эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
47
Групповое
2
Выполнение работы (начало).
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
48
Групповое
2
Выполнение работы (завершение).
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
Групповое
6
Изонить. Знакомство с приёмом «Сеточка».
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
49
50
Групповое
Групповое
2
2
Порядок
заполнения
«сеточкой»
различных
геометрических фигур: квадрат, ромб, прямоугольник.
ТДДТ
Составление эскизов, изготовление шаблонов.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
51
Групповое
2
Изготовление образцов.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Групповое
6
Изонить. Открытка «Птички»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
33
52
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
53
Групповое
2
Изготовление шаблона
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
54
Групповое
2
Выполнение работы
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Групповое
8
Ниткография. Открытка «Моя любимая игрушка»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
55
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
56
Групповое
2
Выполнение работы. (начало)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
57
Групповое
2
Выполнение работы. (продолжение)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
58
Групповое
2
Выполнение работы. (завершение)
ТДДТ
Самооценка
Групповое
6
Изонить. Открытка «Морские обитатели»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
59
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
60
Групповое
2
Выполнение работы. (начало)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
61
Групповое
2
Выполнение работы. (завершение)
34
ТДДТ
Самооценка
Групповое
6
Ниткография. Открытка «Цветочная полянка»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
62
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
63
Групповое
2
Выполнение работы. (начало)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
64
Групповое
2
Выполнение работы. (завершение)
ТДДТ
Самооценка
Групповое
6
Изонить. Открытка «Свет далёких планет»
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
65
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
66
Групповое
2
Изготовление шаблона.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
67
Групповое
2
Выполнение работы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Групповое
6
Ниткография. Открытка «Здравствуй Лето! »
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
68
Групповое
2
Составление эскиза. Выбор цветовой гаммы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
69
Групповое
2
Выполнение работы. (начало)
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
70
Групповое
2
Выполнение работы. (завершение)
35
ТДДТ
Самооценка
71
Групповое
2
Диагностика. Выявление уровня знаний учащихся.
ТДДТ
Обсуждение.
Оценка работ
72
Групповое
2
Итоговое занятие.
ТДДТ
2-й год обучения «Аппликация из подручных средств»
36
Обсуждение
№
Месяц
Число Время
п\
прове
п
дения
1
Форма
Количе
занятия
ство
Тема занятия
Место
Форма контроля
проведения
часов
Групповое
3
Добор детей
аппликации.
в
студию.
Знакомство
с понятием
ТДДТ
Собеседование
ТДДТ
Опрос,
Введение в аппликацию.
2
Групповое
3
Основные техники аппликации
Овладение
вырезание)
3
Групповое
3
базовыми
техниками
педагогическое
(наклеивание,
наблюдение
Простые формы
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
Создание простых аппликаций из геометрических фигур.
наблюдение
4
Групповое
3
Цвет и текстура
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
Работа с цветной бумагой и текстурными материалами.
наблюдение
Природа в аппликации.
5
Групповое
3
Листья и цветы
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
Аппликация с использованием листьев и цветов.
наблюдение
6
Групповое
3
Животные леса
ТДДТ
Изготовление аппликаций животных (лис, медведей,
зайцев).
37
Опрос,
педагогическое
наблюдение
7
Групповое
3
Птицы
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
Создание аппликаций с изображением птиц.
наблюдение
8
Групповое
3
Морская тематика
ТДДТ
наблюдение
Аппликация на тему морской жизни (рыбы, морские
звезды).
9
Групповое
3
Горы и реки
ТДДТ
Групповое
3
Интерпретация сезона
ТДДТ
Групповое
3
Деревья и кустарники
педагогическое
наблюдение
Аппликация на тему времен года (зима, весна, лето,
осень).
11
педагогическое
наблюдение
Создание пейзажей с горами и реками.
10
педагогическое
ТДДТ
Опрос,
педагогическое
Изображение деревьев и кустов в аппликациях.
наблюдение
12
Групповое
3
Растения и овощи
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Создание аппликаций на тему огорода.
Фантазия и вымысел
13
Групповое
3
Сказочные существа
ТДДТ
обсуждение
Аппликации с персонажами из сказок, мультфильмов
14
Групповое
3
Драконы и единороги
Изучение мифических созданий.
38
Мини-выставка,
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
15
Групповое
3
Космос
ТДДТ
наблюдение
Аппликация на тему звезд, планет.
16
Групповое
3
Гномы и феи
ТДДТ
Групповое
3
Городская жизнь
ТДДТ
Групповое
3
Природные катастрофы
ТДДТ
Групповое
3
Климатические изменения
ТДДТ
Групповое
3
Сказочные ландшафты
ТДДТ
Групповое
3
Будущее и технологии
ТДДТ
Групповое
3
Исторические эпохи
ТДДТ
Групповое
3
Спорт и отдых
ТДДТ
Групповое
3
Праздники и традиции
Аппликации, отражающие праздники разных народов.
Разнообразные техники и материалы
39
педагогическое
наблюдение
Аппликации с изображением видов спорта.
24
Мини-выставка,
обсуждение
Изображение исторических событий.
23
педагогическое
наблюдение
Аппликация на тему будущего.
22
педагогическое
наблюдение
Создание волшебных миров.
21
педагогическое
наблюдение
Аппликация на тему защиты планеты.
20
педагогическое
наблюдение
Изображения природы в разных ситуациях.
19
Мини-выставка,
обсуждение
Аппликация на тему города (здания, транспорт)
18
педагогическое
наблюдение
Работа с фантастическими существами.
17
педагогическое
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
25
Групповое
3
Аппликация из ткани
ТДДТ
наблюдение
Использование ткани в аппликации.
26
Групповое
3
Папье-маше
ТДДТ
Групповое
3
Картонные конструкции
ТДДТ
Групповое
3
Флористическая аппликация
ТДДТ
30
Групповое
Групповое
3
3
Аппликация
с
использованными
материалами
Использование вторичных материалов (упаковка,
бутылки).
ТДДТ
Аппликация на ткани
ТДДТ
Групповое
3
Групповое
3
Трафаретная аппликация
ТДДТ
Групповое
3
Объемные аппликации
ТДДТ
Коллажная аппликация
Групповое
3
ТДДТ
из
натуральных
40
материалов
педагогическое
наблюдение
Использование природных материалов
Аппликация
семена).
педагогическое
наблюдение
Создание работ в технике коллажа.
34
Мини-выставка,
обсуждение
Учимся делать аппликации с элементами объема.
33
педагогическое
наблюдение
Техника создания с помощью трафаретов.
32
педагогическое
наблюдение
Создание рисунков на одежде и текстиле.
31
педагогическое
наблюдение
Работа с цветами и листьями.
29
педагогическое
наблюдение
Использование картона в аппликации.
28
Мини-выставка,
обсуждение
Техника создания объемной аппликации.
27
педагогическое
ТДДТ
(шишки,
педагогическое
наблюдение
35
Групповое
3
Иконки и эмблемы
ТДДТ
наблюдение
Изучение и создание символов.
36
Групповое
3
Аппликация через слои
педагогическое
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Техника наложения слоев для создания глубины.
Развитие идей
37
Групповое
3
Индивидуальный проект
ТДДТ
обсуждение
Запуск персонального проекта по аппликации.
38
Групповое
3
Групповой проект
ТДДТ
Групповое
3
Выставка работ
ТДДТ
Групповое
3
Сказка о приключениях
ТДДТ
Групповое
3
Проект "Друг детства"
ТДДТ
Групповое
3
Сказочные герои
ТДДТ
Групповое
3
Сделай сам
ТДДТ
Аппликация на основе личного опыта.
Аппликация из пластилина.
41
педагогическое
наблюдение
Идеи для работы с известными персонажами.
43
педагогическое
наблюдение
Создание аппликаций на основе любимых игрушек.
42
педагогическое
наблюдение
Создание серии аппликаций по сюжету.
41
педагогическое
наблюдение
Организация выставки готовых работ.
40
педагогическое
наблюдение
Создание совместной работы.
39
Мини-выставка,
педагогическое
наблюдение
44
Групповое
3
Аппликация из пластилина. Рыбки в пруду.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
45
Групповое
3
Аппликация из пластилина. Чудо-дерево.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
46
Групповое
3
Аппликация из пластилина. Слон.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
47
Групповое
3
Аппликация из пластилина (шарики). Машина.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Аппликация из цветных салфеток и газет
48
Групповое
3
Заготовка шариков. Аппликация из газет. Львенок.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
49
Групповое
3
Аппликация из цветных салфеток. Бабочка.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
50
Групповое
3
Аппликация из цветных салфеток. Букет
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Аппликация из подручных материалов
51
Групповое
3
Аппликация из ватных дисков. Медвежонок.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
52
Групповое
3
Аппликация из ватных дисков. Барашек.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
53
Групповое
3
Аппликация из ватных дисков и ватных палочек.
Собачка.
42
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
54
Групповое
3
Аппликация из ватных дисков и ватных палочек. Лебедь
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
55
Групповое
3
Аппликация из ватных дисков. Подснежники.
ТДДТ
Самооценка
ТДДТ
педагогическое
Аппликация из текстильного материала
56
Групповое
3
Аппликация из ткани. Мышка.
наблюдение
57
Групповое
3
Аппликация из фетра. Сова
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
58
59
Групповое
Групповое
3
3
Аппликация из
животное
текстильного материала. Любимое
ТДДТ
Мини-выставка,
обсуждение
Аппликация из текстильного материала. Природа
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
60
Групповое
3
Аппликация из текстильного материала. Подарок
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Аппликация из круп.
61
62
63
Групповое
Групповое
Групповое
3
3
3
Аппликация из круп (рисовая, гречневая и пшенная
крупы). Филин.
ТДДТ
Аппликация из круп (гречневая и рисовая крупы).
Медвежонок.
ТДДТ
Аппликация из круп (манная крупа). Розы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
43
64
Групповое
3
Аппликация из круп (кукуруза). Ветка мимозы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
65
Групповое
3
Аппликация из круп (рисовая, гречневая и пшенная
крупы). Матрешка
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Аппликация из цветной бумаги.
66
Групповое
3
Аппликация из рванной цветной бумаги. Портрет мамы.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
67
Групповое
3
Аппликация из рванной цветной бумаги. Чудо-дерево.
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
68
69
Групповое
Групповое
70
3
3
3
Аппликация
фигуры).
из
цветной
бумаги
(геометрические
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
Аппликация из
фигуры). Зайчик.
цветной
Аппликация из
фигуры).Лето
цветной
бумаги
(геометрические
ТДДТ
педагогическое
наблюдение
бумаги
(геометрические
педагогическое
наблюдение
Заключение учебного года
71
Групповое
3
Подготовка к отчетной выставке
ТДДТ
Итоговая
диагностика
72
Групповое
3
Отчетная выставка
ТДДТ
Групповая
оценка работы
44
Раздел 5.Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы:
Основной формой работы являются учебные занятия – групповые. Это могут быть:
занятия – вариации, занятия - импровизации, занятия – праздники, занятия – эксперименты.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому учащемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные занятия вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
творчества учащихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме
того, выполненные на занятиях творческие работы используются как подарки для родных,
друзей ветеранов и т.д. Общественное положение результатов творческой деятельности
учащихся имеет большое значение в воспитательном процессе. Отчет о работе проходит в
форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное время; обучение
организовано на добровольных началах со всех сторон (дети, родители, педагоги);
учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания
различных направлений и форм занятий;
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного
материала);
Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:
- Предоставление учащемуся свободы творческой деятельности, в выборе способов
работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности.
Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно
и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес
к занятиям у всех учащихся.
45
Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
Для проведения занятий разработаны пособия и схемы для изучения и наглядной
демонстрации приёмов освоения изучаемых видов творчества, образцы изделий,
выполненных в изучаемых техниках декоративного творчества, альбомы, карты образцов
эскизов, шаблонов по изучаемым техникам декоративного творчества.
Необходимые материалы:
- набор игл для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
- нити мулине разных цв.;
- нити шерстяные раз. цв.;
- нити ирис разных цв.;
- набор картона плотного;
- бумага для эскизов;
- набор карандашей;
- набор фломастеров ножницы;
- ластик;
- точилка для карандашей;
- линейки;
- бумажные салфетки;
- клей;
- картон;
- скотч бумажный;
- набор декор. Элементов;
- шило или другой инструмент для проделывания дырочек в картоне;
-цветная бумага;
-текстильный материал;
-крупа.
46
Раздел 6. Список литературы
Для педагога:
1.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные ниточки: Пособие для занятий
сдетьми– М.: АРКТИ, 2017.
2. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2018.
3.Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие.–СПб.:
«Детство-Пресс», 2015.
4.Зайцева А.А. Декоративные объемные цветы в технике ганутель Эксмо-Пресс,
2018 .
5.Ивановская Т.В. Волшебная изонить Рипол Классик 2017.
6.Леонова О. Рисуем нитью: Ажурные картинки Литера, 2014.
7.Лещинская Ю.С. Волшебная изонить Харвест 2016.
8.Новиковская О.А. «Ниткография», СПб.: Паритет, 2013.
9.Журналы из серии «Вышивка».
10.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2014.
11.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 2010
12.Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2012
13.
Абакумова Е.М Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения
дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2019. - № 4
14.
Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.:
Воспитание школьников. 2018. – № 1.
15.
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова
// Учитель в школе. -_2016. _№ 3
16.
Журнал «Сделай сам» № 3,4, 5, 6,7- 2019 г. .№ 5-2015
17.
Журнал «Работница», «Крестьянка» вкладыш, вышивка, аппликация
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1.Белашова А.В. Юрченко Н.В. Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение;
2010.
2.Максимова М., Кузьмина М. Вышивка первые шаги. –М.: 2012.
3.Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2012.
4.Торгашова В. Рисуем нитью. Скрипторий-2012;
Интернет-ресурсы
47
8.
Мастер-класс
«Ежик».
Страна
мам.
Режим
доступа:
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
9.
Кладовая
развлечений. Режим
доступа:
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-
natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnaja-fantazija.html
10.
Сайт
«Страна
мастеров».
Режим
доступа:
https://stranamasterov.ru/node/151588
11.
Сайт «Рinterest» Режим доступа: https://ru.pinterest.com/ideas
12.
Сайт «Цветное.ру». Режим доступа:https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/izonit-
i-kanitel-sekrety-i-osobennosti-vyshivki-osnovy-dlya-nachinayushchikh/
13.
Изонить. Схемы. Режим доступа:https://vk.com/podarkiizonit
14.
Ниткография для начинающих. Режим доступа: https://nito4ka.ru/nitkografiya-dlya-
nachinayushhih/
48