рабочая программа Байкальский рубеж

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10.

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист
Образовател.учреждение
«Принято»: должность,
ФИО, протокол №, дата
«Утверждено»: ФИО
директора, пр. №, дата
ДОП, Название
Направленность ДОП
Охват по возрасту
детей:
Срок реализации:
Автор-разработчик,
ФИО, должность
Территория, год
На основании
документов

МОУ ДО «Турунтаевский Дом детского творчества»
Педсовет, Протокол №__, от __________
Вшивкова О.А., Приказ №___ от __________
Военно-патриотический клуб «Байкальский рубеж»
Социально-гуманитарная
Учащиеся 10-14 лет общеобразовательных школ
1 год
Трофимов Данила Андреевич педагог
дополнительного образования
Республика Бурятия Прибайкальский р-н с.
Турунтаево
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
- Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
- Устава МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ»(15.09.2015).

Основные характеристики программы
1. Пояснительная записка

1.2

Название ДОП
Тип программы
Направленность
Актуальность

1.3

Отличительные

1.1

«Байкальский рубеж»
Модифицированная
Социально-гуманитарная
Постоянно меняющаяся военно-политическая
обстановка в мире требует решения задач по
повышению обороноспособности нашей страны, и,
соответственно, организации работы по
патриотическому воспитанию подрастающего
поколения, его подготовки к защите Родины.
Общество формирует запрос на смелых,
инициативных, дисциплинированных, грамотных
молодых людей, которые были бы готовы
осуществлять свою деятельность с целью повышения
его благосостояния и развития. Поэтому особое место
в воспитании подрастающего поколения отводится
воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Программа направлена в большей мере на
2

особенности ДОП

1.4

Педагогическая
целесообразность:

1.5

Цель программы

1.6

Задачи: обучение,
воспитание, развитие
детей

формирование и развитие практических навыков и
умений: повышение уровня физической подготовки
(строевая подготовка, отработка навыков
самообороны, стрельба из винтовки), разборка и
сборка макетов автомата Калашникова и пистолета
Макарова, отработка умений и навыков оказания
первой медицинской помощи на манекене.
Предлагаемые занятия создадут благоприятные
условия для формирования патриотического сознания
у детей и подростков, научат их коммуникативной
культуре, будут способствовать воспитанию таких
душевных качеств, как дружелюбие, общительность,
толерантность, почтение к родной истории и
уважение к профессии педагога. Программа
направлена на формирование мира ценностей
человека, которые содействуют эффективному
развитию социальных навыков или отдельных их
элементов.
Создание наиболее благоприятных условий и
возможностей для социального становления и
формирования активной гражданской позиции
подростков в процессе интеллектуального, духовно–
нравственного и физического развития на основе
здорового творческого общения и продуктивной
деятельности и подготовки к защите Отечества.
Обучающие:
- формирование знаний, умений и навыков в области
истории Отечества и Вооруженных Сил России,
физкультуры, спортивной гигиены, медицины,
развитие интереса к воинским специальностям;
- физическое развитие обучающихся, формирование
навыков дисциплины, самоорганизации и умения
действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- подготовка к службе в Вооруженных силах и других
силовых ведомствах.
Воспитательные:
-воспитание у подростков чувства чести, достоинства,
благородства и ответственности;
- воспитание силы воли, мужества, стойкости,
гражданственности и патриотизма.
- формирование чувства гордости за свой народ и
страну;
Развивающие:
-повышение уровня сформированности общей
культуры, патриотических чувств на основе
исторических ценностей России, Бурятии и родного
села;
-формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, гражданской позиции, к истории,
культуре, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
3

1.7

1.8

- формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей.
Программа реализуется по трем направлениям:
военно-спортивное, военно-историческое и военноприкладное.
10-14 лет.

Возраст обучающихся,
согласно
дифференциации
Формы занятий

Групповые, индивидуальные

2. Объём программы
2.1

2.2
2.3
2.4

Объём программы (колво час на весь период
обучения)
Срок реализации ДОП
(кол.недель, мес., лет)
Уровень освоения
программы
Режим занятий
(ск.раз в нед., всего по
годам обучения)

1 год обучения – 144 часа
36 недель, 9 месяцев, 1 год
Стартовый
2 раза в неделю по 2 часа

3.Планируемые результаты
3.1

Планируемые
результаты (ЗУН,
качества личности)

-повышение уровня сформированности общей
культуры, патриотических чувств на основе
исторических ценностей России, Бурятии и родного
села;
-формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, гражданской позиции, к истории,
культуре, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей.
- систематизация и анализ информации,
-умение работать со справочными материалами и
исторической литературой;
-умение организовывать совместную деятельность с
руководителем и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты;
- умение формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение
-умение ставить цели, находить пути достижения этих
целей.
-знание истории нашей страны в годы Великой
Отечественной войны;
4

3.2

Способы и формы
проверки результатов
(система оценочных
средств по обучению,
воспитанию, развитию;
результативность
диагностики, мониторинг
эффективности ДОП)

-знание устройства и назначения автомата
Калашникова, пистолета Макарова;
- знание топографических знаков;
-знание истории появления единоборств, умение
применять полученные знания на практике;
- знание истории ВФСК «ГТО» и требования к сдаче
нормативов;
- умение выполнять сборку и разборку автомата
Калашникова, пистолета Макарова;
-умение выполнять основные строевые упражнения
без оружия и с оружием на месте и в движении;
- умение оказывать первую медицинскую помощь
при травмах и кровотечениях.
Результативность реализации программы
определяется по итогам участия обучающихся в
региональных и муниципальных соревнованиях и
конкурсах, массовых мероприятиях военнопатриотической направленности, содействию в
подготовке и проведении школьных мероприятий, а
также по результатам тестирования, контрольных
опросов, викторин.

Содержание программы
2.1 Учебно – тематический план
Перечень разделов, тем,
всего час, практические
теоретические занятия,
форма контроля по годам
обучения (см. УТП на 36
недель)

(приложение: «Расширенный УТП» по годам)
Стр. 15

2.2. Содержание тем по годам
2.2.1

Основные понятия курса

2.2.2

Краткое описание
теоретических и
практических аспектов по
разделам УТП

История страны, строевая подготовка, стрелковое
оружие, ориентирование на местности, автомат,
пистолет, защитный костюм, патриотизм
1.Военно-патриотическое направление.
История страны в годы Великой Отечественной
войны. Герои Советского Союза. Великие
полководцы России. Оборона Москвы, Курская битва
и др. Учебные заведения Министерства обороны
Российской Федерации.
Военно-прикладное направление.
- Элементы строя. Основные команды, подаваемые в
строю. Виды строя. Перестроения. Подход и отход от
начальника. Воинское приветствие. Повороты на
месте и в движении. Строевой шаг. Мемориальный
шаг. Знаменная группа. Вынос знамени. Символы
воинской чести. Ритуалы ВС.
- Стрелковое оружие. Устройство автомата
Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата
Калашникова. Устройство пистолета Макарова.
Сборка и разборка пистолета Макарова.
- Основы стрельбы. Пневматическая винтовка.
5

Принципы стрельбы из пневматической винтовки и
пневматического пистолета.
- Ручные гранаты. Метание гранат на дальность и на
точность.
- Общевойсковой защитный костюм. Защитный
костюм Л-1. Войсковой прибор химической разведки.
Прибор дозиметрического контроля ДП-5А.
- Правила оказания первой медицинской помощи.
Аптечка ПМП и НАЗ. Сердечно-легочная
реанимация. ПМП при кровотечениях и ранениях.
ПМП при травмах и переломах. ПМП при
обморожениях и ожогах. Способы без носилочной
переноски пострадавших.
Военно-спортивное направление.
- Силовая подготовка. Скоростно-силовая и
скоростная подготовка. Кроссовая подготовка.
- Движение по карте. Топография. План и схема
местности. Ориентирование. Движение по компасу.
Крепления, узлы, петли. Спасательное снаряжение.
Универсальная страховочная система и её
применение.
- Элементы самообороны. Защита от вооруженного
противника. Самооборона и её пределы.
-внешняя оценка: мероприятия различного уровня конкурсы, соревнования, акции, агитационные
мероприятия.
-внутренняя оценка: педагогическое наблюдение,
анкетирование, тестирование, защита проектов и
презентаций, организация и участие в мероприятиях,
конкурсах, акциях.

2.2.3

Формы контроля по
разделам и уровням:
стартовый, базовый,
продвинутый

2.3.1

Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий, количество
часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году обучения (см.
приложение) стр.19

2.3. Календарно-учебный график

3. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
3.1.

Методическое
обеспечение ДОП
(методики, технологии)

При обучении по программе «Патриот» используются
следующие принципы:
1.Научность. Этот принцип предопределяет
сообщение обучаемым только достоверных,
проверенных практикой сведений, при отборе
которых учитываются новейшие достижения науки и
техники.
2. Доступность. Предусматривает соответствие
объема и глубины учебного материала уровню
общего развития учащихся в данный период,
благодаря чему, знания и навыки могут быть
сознательно и прочно усвоены.
3. Связь теории с практикой. Обязывает вести
обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно
применять приобретенные ими знания на практике.
4. Воспитательный характер обучения. Процесс
6

обучения является воспитывающим, ученик не только
приобретает знания и нарабатывает навыки, но и
развивает свои способности, умственные и моральные
качества.
5. Сознательность и активность обучения. В процессе
обучения все действия, которые отрабатывает ученик,
должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых,
критически осмысливать, и оценивать факты, делая
выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс
усвоения и наработки необходимых навыков
происходили сознательно, с полной убежденностью в
правильности обучения. Активность в обучении
предполагает самостоятельность, которая достигается
хорошей теоретической и практической подготовкой
и работой педагога.
6. Наглядность. Объяснение техники сборки оружия
на конкретных изделиях. Для наглядности
применяются существующие видео материалы, а
также материалы своего изготовления.
7. Систематичность и последовательность. Учебный
материал дается по определенной системе и в
логической последовательности с целью лучшего его
освоения. Как правило, этот принцип
предусматривает изучение предмета от простого к
сложному, от частного к общему.
8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков.
Качество обучения зависит от того, насколько прочно
закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не
прочные знания и навыки обычно являются
причинами неуверенности и ошибок. Поэтому
закрепление умений и навыков должно достигаться
неоднократным целенаправленным повторением и
тренировкой.
9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе
обучения педагог исходит из индивидуальных
особенностей детей и, опираясь на сильные стороны
ребенка, доводит его подготовленность до уровня
общих требований.
3.2

Метод.виды продукции

3.3.

Условия реализации ДОП
(ресурсы для проведения
занятий)

1.Отчеты о проведении соревнований между
участниками клуба
2.Повышение уровня сформированности
выносливости, точности, знаний в области истории
России
Учебная литература:
- Конституция Российской Федерации,
-Уголовно-исполнительный кодекс,
-Энциклопедия «История России»,
-Гражданский процессуальный кодекс,
-Трудовой кодекс.
Учебно-наглядные пособия:
-набор плакатов «Военная и патриотическая
7

3.4.

Используемая литература

символика»,
-«Флаг, герб, гимн РФ»
Макеты оружия
-автомат Калашникова, пистолет Макарова
-манекен для оказания первой медицинской помощи,
-аптечка.
-гранаты Ф-1, РГД
Аппаратура:
-аудиоколонки
-ноутбук
1.
Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" № 273-ФЗ (последняя
действующая редакция с изменениями 2024 года).
2.
Стратегия
национальной
безопасности
Российской
Федерации
(Утверждена
Указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.
№ 400).
3.
Государственный символы России. Герб, флаг,
гимн. – М.: Издательство «Просвещение», 2020. (Или
аналогичное современное учебное пособие).
4.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил
Российской Федерации (Сборник в действующей
редакции, изданный не ранее 2019 года. Включает
Устав внутренней службы, Строевой устав,
Дисциплинарный устав и др.).
5.
Акимов В.А., Соколов Ю.И. Основы
безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы.
Учебник для общеобразовательных организаций
(базовый уровень). – М.: Просвещение, 2021-2023.
(Любое издание из ФПУ, актуальное на год
реализации программы).
6.
Курс первой помощи для школьников.
Алгоритмы и практические приемы / Под ред. А.В.
Немчаниновой. – М.: Гео-МТ, 2021.
7.
Андреев А.Н. Стрелковое оружие России.
Иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.:
АСТ, 2021.
8.
Ильючик Л.М. Основы топографии и
ориентирования на местности. Учебное пособие. – М.:
Спорт, 2020.
9.
Современные подходы к патриотическому
воспитанию детей и молодежи: методическое пособие
/ Авт.-сост. И.В. Метлик, А.Н. Вырщиков. – М.:
Просвещение, 2022.

8

Раздел 1. Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовая база
Программа разработана на основании:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ» (15.09.2015).
1.2 Основные характеристики программы
Направленность программы: социально-гуманитарная под названием «Патриот».
Программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности
обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование
знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества,
создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности,
воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество»,
«человек-человек»).
Актуальность

программы.

Постоянно

меняющаяся

военно-политическая

обстановка в мире требует решения задач по повышению обороноспособности нашей
страны, и, соответственно, организации работы по патриотическому воспитанию
подрастающего поколения, его подготовки к защите Родины. Общество формирует запрос
на смелых, инициативных, дисциплинированных, грамотных молодых людей, которые
были бы готовы осуществлять свою деятельность с целью повышения его благосостояния
и развития. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится
воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Отличительные

особенности

программы.

Среди

базовых

национальных

ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте
находится патриотизм. Новизна программы заключается в самом содержании, в
стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с
использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания
9

(индивидуальные и групповые проекты, публикации, исследовательская деятельность,
виртуальные экскурсии, серии презентаций, ролевые игры).
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы
заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для
формирования

патриотического

сознания

у

детей

и

подростков,

научат

их

коммуникативной культуре, будут способствовать воспитанию таких душевных качеств,
как дружелюбие, общительность, толерантность, почтение к родной истории и уважение к
профессии педагога. Программа направлена на формирование мира ценностей человека,
которые содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их
элементов.
Цель: создание наиболее благоприятных условий и возможностей для социального
становления и формирования активной гражданской позиции подростков в процессе
интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития на основе здорового
творческого общения и продуктивной деятельности и подготовки к защите Отечества.
Задачи:
Обучающие:
- формирование знаний, умений и навыков в области истории Отечества и
Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие
интереса к воинским специальностям;
- физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины,
самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- подготовка к службе в Вооруженных силах и других силовых ведомствах.
Воспитательные:
-воспитание

у

подростков

чувства

чести,

достоинства,

благородства

и

ответственности;
- воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
- формирование чувства гордости за свой народ и страну;
Развивающие:
-повышение уровня сформированности общей культуры, патриотических чувств на
основе исторических ценностей России, Бурятии и родного села;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, гражданской позиции, к истории, культуре, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

10

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.

Программа реализуется по трем направлениям: военно-спортивное, военноисторическое и военно-прикладное.
Возраст

обучающихся,

участвующих

в

реализации

дополнительной

образовательной программы: 10-14 лет.
1.3. Объём программы.
Объем программы. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся
по 4часа в неделю в соответствии с учебно-тематическим планом, общее количество часов
составляет за учебный год 144 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Год обучения
1 год

Количество
Продолжительность Недельная
занятий
в одного занятия
нагрузка
неделю
2 раза
45 минут
4

Количество
часов в год
144

1.4 Формы и методы организации образовательного процесса
Реализация программы осуществляется через следующие методы и формы:
-индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы;
-словесные, наглядные, практические, интерактивные методы (беседа, анализ
литературы объяснительно-иллюстративный метод, выполнение творческих работ,
проекты, дидактические игры, выполнение физических упражнений и т.п.).
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
-педагогическое наблюдение;
-устный опрос;
-практические задания;
-тестирование;
-творческие работы;
-зачёты;
Результативность реализации программы определяется по итогам участия
курсантов в региональных и муниципальных соревнованиях и конкурсах, массовых
мероприятиях военно- патриотической направленности, содействию в подготовке и
проведении школьных мероприятий.
11

Основными критериями оценки достигнутых результатов являются:
- самостоятельность работы;
- разнообразие освоенных приёмов выполнения определённых навыков. По уровню
освоения программного материала результаты достижений учащихся подразделяются на
три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: полностью овладели теоретическими знаниями; применяют теорию в
практике.
Средний: овладели теоретическими знаниями; применяют теорию в практике; при
выполнении работ возникают трудности.
Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями; нет самостоятельного
применения теории в практике; низкое качество самостоятельная работа.
1.5. Планируемые результаты.
-знать историю нашей страны в годы Великой Отечественной войны;
-знать основные положения Конституции Российской Федерации и Федеральных
законов РФ в области обеспечения безопасности и обороны;
- знать историю вооруженных сил Российской Федерации и биографии известных
полководцев;
- знать устройство и назначение автомата Калашников, пистолета Макарова;
- знать топографические знаки;
- знать положения общевоинских уставов ВС РФ;
-знать историю появления борьбы и ее разновидности в СССР и России;
- знать историю ВФСК «ГТО» и требования к сдаче нормативов.
- систематизировать и анализировать информацию, работать со справочными
материалами и исторической литературой;
- выполнять сборку и разборку автомата Калашникова;
-выполнять основные строевые упражнения без оружия и с оружием на месте и в
движении;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и кровотечениях;
- сформировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических
чувств и сознаний на основе исторических ценностей России, Бурятии, района, родного
села и школы;
- воспитать любовь к своей «Малой» Родине и ее замечательным людям;
-

выработать

ответственное

понимание

конституционных обязанностей;
12

своего

гражданского

долга

и

- создать благоприятные условия для нравственного интеллектуального и
физического формирования личности ребенка и подросткового поколения.
- проводить поисково-спасательные мероприятия, уметь пользоваться спасательной
туристической техникой;
- владеть приемами самозащиты без оружия и от оружия.

13

Раздел 2. Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование разделов, тем

теория
1.

Вводное занятие. Правила

Форма
контроля

Количество часов
практика

всего

2

2
Опрос
наблюдение

поведения в учреждении.
Техника безопасности.
«Патриотизм – это…»
2.

3.

Раздел № 1. Из истории России.
Раздел № 2. Строевая

10

4

14

12

18

30

16

подготовка
4.

Раздел № 3. Ручные гранаты.

9

7

5.

Раздел № 4. Правила оказания

4

12

7

13

20

7

11

18

16

первой медицинской помощи.
6.

Раздел № 5. Силовая
подготовка.

7.

Раздел № 6. Ориентирование на
местности.

8.

Раздел № 7. Элементы
самообороны.

3

11

14

9.

Раздел № 8. Стрелковое оружие

2

10

12

и средства защиты.
10.

Итоговое занятие

2

14

2

Наблюдение,
опрос,
тестирование
Зачет
Опрос
Практическая
работа,
наблюдение,
Опрос
Текущий
контроль,
Наблюдение,
Опрос
Зачёт
Опрос
Практическая
работа,
наблюдение,
Опрос
Зачёт
Текущий
контроль
Опрос
Зачёт
Наблюдение,
Опрос
Награждение
Опрос

3. Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Теория. Правила поведения в учреждении. Техника безопасности. «Патриотизм –
это…»
Раздел № 1. Из истории России.
Теория. Теоретическое занятие «Моя страна – Россия». Герои Советского Союза.
Великие полководцы России. Оборона Москвы, Курская битва и др. Учебные заведения
Министерства обороны Российской Федерации.
Практика. История страны в годы Великой Отечественной войны. Работа в Уголке
боевой Славы.
Раздел 2. Элементы строя
Теория. Строевая подготовка: основные термины и понятия. Элементы строя.
Виды строя. Строевой шаг. Мемориальный шаг. Знаменная группа. Символы воинской
чести. Ритуалы Вооруженных Сил. Задачи строевой подготовки: устав
Практика. Элементы строя. Основные команды, подаваемые в строю. Виды строя.
Перестроения. Подход и отход от начальника. Воинское приветствие. Повороты на месте
и в движении. Строевой шаг. Мемориальный шаг. Знаменная группа. Вынос знамени.
Ритуалы Вооруженных Сил. Обучение строевым приемам и движениям с оружием.
Раздел № 3. Ручные гранаты.
Теория. Меры безопасности при обращении с гранатами. Общее устройство
ручных гранат. Практическое занятие «Имитационные гранаты, РГД, Ф-1». Метание
гранат на дальность и на точность. Ручные осколочные гранаты. Приёмы и правила
метания ручных осколочных гранат. Тактико-технические характеристики гранат. Запалы
ручных осколочных гранат. Взаимодействие частей и механизмов ручных гранат.
Практика. Меры безопасности при обращении с гранатами. Общее устройство
ручных гранат. Практическое занятие «Имитационные гранаты, РГД, Ф-1». Метание
гранат на дальность и на точность. Ручные осколочные гранаты. Приёмы и правила
метания ручных осколочных гранат. Запалы ручных осколочных гранат. Взаимодействие
частей и механизмов ручных гранат.
Раздел № 4. Правила оказания первой медицинской помощи.
Теория. Виды травм. Практическое занятие «Первая помощь при травмах ОДА».
ПМП при травмах и переломах. ПМП при обморожениях и ожогах.

15

Практика. Виды травм. Практическое занятие «Первая помощь при травмах
ОДА». Аптечка ПМП и НАЗ. Сердечно-легочная реанимация. ПМП при кровотечениях и
ранениях. ПМП при травмах и переломах. ПМП при обморожениях и ожогах. Способы
без носилочной переноски пострадавших.
Раздел № 5. Силовая подготовка.
Теория. Базовые понятия силовой подготовки. Классификация упражнений.
Термины, используемые при характеристике тренировочной нагрузки. Классификация
упражнений. Термины, используемые при характеристике тренировочной нагрузки.
Практика. Базовые понятия силовой подготовки. Классификация упражнений.
Объем и интенсивность. Термины, используемые при характеристике тренировочной
нагрузки. Скоростно-силовая и скоростная подготовка. Кроссовая подготовка. Скоростносиловая и скоростная подготовка. Кроссовая подготовка.
Раздел № 6. Ориентирование на местности.
Теория. Движение по карте. Топография. План и схема местности. Движение по
компасу. Крепления, узлы, петли. Ориентирование в лесном массиве.
Практика. Движение по карте. План и схема местности. Движение по компасу.
Крепления, узлы, петли. Спасательное снаряжение. Ориентирование в лесном массиве.
Ориентирование в населенных пунктах. Объекты ориентирования.
Раздел № 7. Элементы самообороны.
Теория. Элементы самообороны. Защита от вооруженного противника. Наказание
за превышение пределов допустимой самообороны.
Практика. Элементы самообороны. Защита от вооруженного противника.
Самооборона и её пределы. Какое оружие самообороны разрешено в России. Наказание
за превышение

пределов

допустимой

самообороны.

Как

применять

оружие

при самообороне. Самооборона: «что нужно помнить».
Раздел № 8. Стрелковое оружие и средства защиты.
Теория. Практическое занятие «Устройство и назначение автомата АК-74.
Модификации автомата Калашникова». Практическое занятие «Общевойсковой защитный
костюм и его применение»
Практика. Практическое занятие «Устройство и назначение автомата АК-74.
Модификации автомата Калашникова». Практическое занятие «Пневматическая винтовка.
Устройство и принципы стрельбы из пневматической винтовки». Практическое занятие
«Неполная сборка и разборка автомата АК-74». Практическое занятие «Стрельба из
пневматической винтовки из положения «сидя с упора». Практическое занятие
Итоговое занятие. Дискуссия.
16

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
№ Месяц
п/п

Число

Время
проведе
ния

Форма занятия

Количество
часов

Тема занятия

Место
проведени
я

Введение.
2
Вводное занятие. «Патриотизм – ТДДТ,
это…»
кабинет №_
История России (14 часов)
2
Теоретическое занятие «Моя
ТДДТ,
страна – Россия»
кабинет №_

1.

лекции

2

лекции

3

Лекции
практика

2

История страны в годы Великой
Отечественной войны.

ТДДТ,
кабинет №_

4

лекции

2

Герои Советского Союза.

5

лекции

2

Великие полководцы России.

6

лекции

2

Оборона Москвы, Курская битва и
др.

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_

7

лекции

2

Учебные заведения Министерства
обороны Российской Федерации.

ТДДТ,
кабинет №_

8

практика

2

Работа в Уголке боевой Славы

ТДДТ,
кабинет №_

9

Лекции
практика

10

Лекции

Строевая подготовка (30 часов)
2
Строевая подготовка: основные
термины и понятия
Задачи строевой подготовки: устав

2
17

Форма
контроля
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Викторина
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Наблюдение,
Тестирование

ТДДТ,
кабинет №_

Устный опрос

ТДДТ,

Наблюдение

практика
Лекции
практика

кабинет №_
ДЮСША

2

Элементы строя.

Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика

2
2

Основные команды, подаваемые в
строю.
Виды строя.

2

Перестроения.

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ДЮСША

15

Лекции
практика

2

Подход и отход от начальника.
Воинское приветствие.

ТДДТ,
кабинет №_

16

Лекции
практика

2

Повороты на месте и в движении.

ТДДТ,
зал

17

Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика

2

Строевой шаг.

2

Мемориальный шаг.

ТДДТ,
зал
ТДДТ, зал

2

Знаменная группа.

ТДДТ,
кабинет №_

20

Лекции
практика

2

Вынос знамени.

ТДДТ,
кабинет №_

21

Лекции
практика
Лекции
практика

2

Символы воинской чести.

2

Ритуалы Вооруженных Сил.

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_

Лекции
практика

2

Обучение строевым приемам и
движениям с оружием.

11

12
13
14

18
19

22

23

18

ДЮСША

Текущий
контроль
Опрос
Устный опрос
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Викторина
Текущий
контроль
Опрос
Наблюдение ,
Устный опрос

Ручные гранаты (16 часов)
2
Меры безопасности при
обращении с гранатами.

24

Лекции
практика

25

Лекции
практика
Лекции
практика

2

Общее устройство ручных гранат.

2

26

Лекции
практика

2

Практическое занятие
«Имитационные гранаты, РГД, Ф1».
Метание гранат на дальность и на
точность.

28

Лекции
практика

2

29

Лекции
практика

2

30

Лекции
практика

2

31

Лекции
2
Взаимодействие частей и
практика
механизмов ручных гранат.
Правила оказания первой медицинской помощи (16 часов)
Лекции
2
Виды травм.
практика
Лекции
2
Практическое занятие «Первая
практика
помощь при травмах ОДА»
Лекции
2
Аптечка ПМП и НАЗ.
практика
Лекции
2
Сердечно-легочная реанимация.
практика

26

32
33
34
35

19

ТДДТ,
кабинет №_

Устный опрос

ТДДТ,
кабинет №_
Стадион

Наблюдение

Стадион

Ручные осколочные гранаты.
Приёмы и правила метания ручных
осколочных гранат.
Тактико-технические
характеристики гранат.

ТДДТ,
кабинет №_

Запалы ручных осколочных гранат.

ТДДТ,
кабинет №_

ТДДТ,
кабинет №_

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_

Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Опрос
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос

36

Лекции
практика

2

ПМП при кровотечениях и
ранениях.

ТДДТ,
кабинет №_

37

Лекции
практика
Лекции
практика

2

ПМП при травмах и переломах.

2

ПМП при обморожениях и ожогах.

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_

38

39

Лекции
практика

40

Лекции

41

Лекции
практика

42

Лекции
практика
Лекции
практика

2

Объем и интенсивность.

2

Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика

2
2

Термины, используемые при
характеристике тренировочной
нагрузки.
Скоростно-силовая и скоростная
подготовка.
Кроссовая подготовка.

2

Классификация упражнений.

ТДДТ,
кабинет №_

47

Лекции

2

ТДДТ,
кабинет №_

48

Практика

2

49

Практика

2

Термины, используемые при
характеристике тренировочной
нагрузки.
Скоростно-силовая и скоростная
подготовка.
Кроссовая подготовка.

43

44
45
46

Способы без носилочной
переноски пострадавших.
Силовая подготовка (20 часа)
2
Базовые понятия силовой
подготовки.
2
Классификация упражнений.
2

20

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
зал
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ДЮСША
Стадион

Стадион
Стадион

Текущий
контроль
Опрос
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос
Тестирование
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос
Устный опрос
Текущий
контроль
Опрос
Соревнования
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Опрос
Текущий
контроль
Текущий

контроль
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65

Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции
практика
Лекции

Ориентирование на местности (18 часов)
2
Движение по карте.

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
Стадион

Наблюдение

ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_
ТДДТ,
кабинет №_

Наблюдение

ТДДТ,
кабинет №_
Защита от вооруженного
ТДДТ,
противника.
кабинет №_
Самооборона и её пределы.
ТДДТ,
кабинет №_
Какое оружие самообороны
ТДДТ,
разрешено в России.
кабинет №_
Наказание за превышение пределов ТДДТ,
допустимой самообороны.
кабинет №_
Как применять оружие
ТДДТ,
при самообороне.
кабинет №_
Самооборона: «Что нужно
ТДДТ,

Наблюдение

2

Топография.

2

План и схема местности.

2

Движение по компасу.

2

Крепления, узлы, петли.

2

Спасательное снаряжение.

2

Ориентирование в лесном массиве.

2

Ориентирование в населенных
пунктах.
Объекты ориентирования.

2

Элементы самообороны (14 часов)
2
Элементы самообороны.
2
2
2
2
2
2
21

Устный опрос
Устный опрос
Наблюдение

Опрос
Устный опрос
Устный опрос
Викторина

Наблюдение
Опрос
Устный опрос
Устный опрос
Наблюдение
Текущий

практика

66

67

68
69

70

71
72

помнить».

кабинет №_

Стрелковое оружие и средства индивидуальной защиты (12 часов) + итоговое занятие (2 часа)
Лекции
2
Практическое занятие «Устройство ТДДТ,
практика
и назначение автомата АК-74.
кабинет №_
Модификации автомата
Калашникова».
Лекции
2
Практическое занятие
ТДДТ,
практика
«Пневматическая винтовка.
кабинет №_
Устройство и принципы стрельбы
из пневматической винтовки»
Лекции
2
Практическое занятие «Неполная
ТДДТ,
практика
сборка и разборка автомата АК-74» кабинет №_
Лекции
2
Практическое занятие «Стрельба
ДЮСША
практика
из пневматической винтовки из
положения «сидя с упора»
Лекции
2
Практическое занятие
ТДДТ,
практика
«Общевойсковой защитный
кабинет №_
костюм и его применение»
Лекции
2
Практическое занятие «Защитный
ТДДТ,
практика
костюм Л-1 и его применение»
кабинет №_
Дискуссия
2
Итоговое занятие
ТДДТ,
кабинет №_
144

22

контроль

Устный опрос

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос
Текущий
контроль
Контрольный
опрос

Раздел 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
При обучении программе «Байкальский рубеж» используются следующие
принципы:
1.Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются
новейшие достижения науки и техники.
2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного
материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и
навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые
могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4.

Воспитательный

характер

обучения.

Процесс

обучения

является

воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и
развивает свои способности, умственные и моральные качества.
5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия,
которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых,
критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с
тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили
сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении
предполагает

самостоятельность,

которая достигается

хорошей

теоретической

и

практической подготовкой и работой педагога.
6. Наглядность. Объяснение техники сборки оружия на конкретных изделиях. Для
наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего
изготовления.
7.

Систематичность и последовательность.

Учебный материал дается по

определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения.
Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному,
от частного к общему.
8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от
того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные
знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому
закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным
повторением и тренировкой.
23

9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из
индивидуальных особенностей детей и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит
его подготовленность до уровня общих требований.
Материально-технические условия реализации программы:
1.Учебная литература:
- Конституция Российской Федерации,
-Уголовно-исполнительный кодекс,
-Энциклопедия «История России»,
-Гражданский процессуальный кодекс,
-Трудовой кодекс.
2.Учебно-наглядные пособия:
-набор плакатов «Военная и патриотическая символика»;
-«Флаг, герб, гимн РФ»;
3.Макеты оружия (автомат Калашникова, пистолет Макарова);
-манекен для оказания первой медицинской помощи;
- компас «Андриянова»;
-аптечка;
- электрошоковое устройство;
- наручники;
- противогазы;
-гранаты Ф-1, РГД;
- пневматические винтовки;
- мишени.
4.Аппаратура:
-аудиоколонки;
-ноутбук.

24

Раздел 6. Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273ФЗ (последняя действующая редакция с изменениями 2024 года).
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400).
3. Государственный символы России. Герб, флаг, гимн. – М.: Издательство
«Просвещение», 2020. (Или аналогичное современное учебное пособие).
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (Сборник в
действующей редакции, изданный не ранее 2019 года. Включает Устав внутренней
службы, Строевой устав, Дисциплинарный устав и др.).
5. Акимов В.А., Соколов Ю.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11
классы. Учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень). – М.:
Просвещение, 2021-2023. (Любое издание из ФПУ, актуальное на год реализации
программы).
6. Курс первой помощи для школьников. Алгоритмы и практические приемы / Под
ред. А.В. Немчаниновой. – М.: Гео-МТ, 2021.
7. Андреев А.Н. Стрелковое оружие России. Иллюстрированная энциклопедия для
детей. – М.: АСТ, 2021.
8. Ильючик Л.М. Основы топографии и ориентирования на местности. Учебное
пособие. – М.: Спорт, 2020.
9. Современные

подходы

к

патриотическому

воспитанию

детей

и

молодежи: методическое пособие / Авт.-сост. И.В. Метлик, А.Н. Вырщиков. – М.:
Просвещение, 2022.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».