№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист
Образовательное учреждение
«Рассмотрено»:№ протокола,
дата
«Утверждено»:
ФИО
директора, дата
ДОП,название
Направленность ДОП
Охват по возрасту
Срок реализации
Автор-разработчик:
ФИО,
должность
Территория, год
МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ»
Педагогический совет
Протокол №
Дата:
Вшивкова О.А.
Дата:
Юный журналист
техническая
9-15 лет
3 года
Неклюдова Юлия Андреевна,
педагог дополнительного образования
с.Турунтаево, 2024 год
Основные характеристики программы
1.Пояснительная записка
1.1.
1.2.
Название ДОП
Тип программы
Направленность
Актуальность
1.3.
Отличительные особенности
ДОП
1.4.
Педагогическая
целесообразность
«Юный журналист»
Модифицированная
техническая
Одной из актуальных проблем общества на
сегодняшний день остается развитие грамотной
устной и письменной речи. Речь является
средством самоутверждения юной личности и
предоставляет
возможность
конкретному
ребенку свободно высказывать свое мнение,
отстаивать интересы и познавать окружающий
его мир. Дополнительная общеобразовательная
программа «Юный журналист» направлена на
формирование и развитие коммуникативных
умений и навыков, а также развитие
творческого потенциала обучающихся.
Отличительной особенностью дополнительной
образовательной
программы
«Юный
журналист» является то, что она создаёт
условия
для
продуктивной
творческой
деятельности
школьников,
поддерживает
детские инициативы и способствует их
осуществлению. Знания, умения и навыки,
которые обучающиеся получат в ходе
реализации
программы
творческого
объединения, можно активно использовать на
уроках русского языка и литературы,
информатики, в работе школьного
медиацентра, а также повседневной жизни.
Дети получают знания основ журналистики и
издательской деятельности газет и журналов.
Углубленно
изучают
литературоведение.
Программа
кружка
дает
возможность
использовать навыки, полученные во время
2
1.5.
Цель программы
1.6.
Задачи программы
1.7.
Формы занятий
обучения основам журналистского мастерства,
в системе массовой коммуникации общества.
Формирование
представления
о
первоначальных умениях и навыках профессии
журналиста;
создание
условий,
обеспечивающих развитие творческих
способностей детей.
Обучающие задачи:
1. Повышение уровня ИКТ - компетенций
обучающихся.
Изучение
компьютерных
программ, используемых при монтаже и
обработке фото и видеоматериала.
2. Обучение выступлению перед публикой и
камерой.
3. Обучение первоначальным знаниям о
журналистике
4. Обучение основным принципам и законам
написания
и
редактирования
публицистического,
художественного
и
научного текстов;
Развивающие задачи:
1. Развитие ораторских навыков; освоение
техники культуры речи;
2.Развитие творческих и коммуникативных
способностей,
развитие
актеF рских
способностей и навыков;
3. Развитие умения импровизировать, сочинять,
фантазировать т.е. творчески относится к
поставленной задаче.
4. Развивать у детей способности к
логическому, творческому мышлению.
5. Создавать условия к саморазвитию
воспитанников.
6. Способствовать к самостоятельному и
осознанному выбору будущей профессии.
Воспитывающие задачи:
1.
Создание
условий
для
успешной
социализации.
2. Воспитание интереса к общению с
информацией и обширной аудиторией.
3. Воспитание воли, стремление доводить
начатое дело до конца.
4. Воспитание объективного отношения к себе,
к своим поступкам, чувство самоконтроля.
5. Воспитание общепринятых норм и правил
поведения в обществе.
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Словесные (беседа, анализ литературы,
рассказ, объяснение);
3
наглядные
(объяснительноиллюстративный метод, метод демонстраций:
показ стендов, презентаций);
практические
(дидактические
игры,
выполнение творческих работ: написание
статей, заметок, создание школьных газет);
-интерактивные
методы
(«дебаты»,
«микрофон», «мозговой штурм», «метод
проектов», «дерево решений» и т.д.).
2.Объем программы
2.1
Объём программы (кол-во
час. на весь период
обучения)
2.2.
Срок реализации ДОП (кол.
недель, мес., лет)
2.3.
Режим занятий (ск.раз в нед.,
всего по годам обучения)
3.1
3.2
Общее количество часов на весь период
обучения программе составляет 576 часов:
-1 год обучения-144 часа;
-2 второй год обучения- 216 часов;
-3 третий год обучения-216 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения:
ежегодно в течение 9 месяцев, 108 учебных
недель (36 учебных недель в год).
1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа
3 год обучения 2 раза по 3 часа в неделю
3.Планируемые результаты
уровня
сформированности
результаты -повышение
коммуникативных,
информационных
и
технологических умений;
-умение
организовывать
совместную
деятельность с руководителем и сверстниками;
-владение
первоначальными
знаниями
журналистики; основными принципами и
законами
написания
и
редактирования
публицистического,
художественного
и
научного текстов;
-повышение
уровня
сформированности
ораторского
искусства
и
публичного
выступления;
-владение начальными навыками работы с
компьютерными программами, используемых
при
монтаже
и
обработке
фото
и
видеоматериала, создании газет;
- развитие умения письменного изложения
своих мыслей в форме написания очерков,
статей, эссе, репортажей.
-развитие умений пользования программами
MicrosoftOfficeWord, Publisher, RowerPoint,
Photoshop
Предварительный
контроль
Способы и формы проверки
сформированности
результатов
(система (Диагностика
оценочных
средств, коммуникативных и информационных умений);
мониторинг
эффективности Методами текущего контроля являются:
наблюдение,
опрос,
анкетирование
и
ДОП)
практические задания (написание статей,
Планируемые
(ЗУН):
4
заметок, создание репортажей и т.п.) ;
Периодический контроль: тестирование,
письменные работы, создание творческих работ
Формами
итогового
контроля,
позволяющими проанализировать развитие
способностей каждого ребенка, являются:
открытые занятия по созданию школьных газет,
создание и выпуск газет, итоговые занятия,
результаты участия в конкурсах районного и
республиканского уровня.
2.1.
1
2.2.
1
2.2.
2
2.2.
3
2.3.
1
3.1
Содержание программы
2.1.Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем, всего час, практические теоретические занятия,
форма контроля по годам
обучения (см. УТП на 36 недель стр.12)
2.2.Содержание тем по годам
Основные понятия курса
Краткое описание
теоретических и практических
аспектов по разделам УТП
Формы контроля по разделам и
уровням: стартовый, базовый,
продвинутый
Журналистика, газета, статья, заметка,
эссе, репортаж, верстка, макет
1 год обучения. СМИ. Редакция газеты.
Функции сотрудников редакции. Информация.
Способы сбора и обработки информации.
Языковые
средства
публицистического
высказывания: свойства устной речи, техника
речи качества письменной речи. Жанры
журналистики: заметка, интервью, репортаж.
Основы
работы
с
программами
Microsoft Office Word, Publisher, Power Point.
2 год обучения. Культура профессии
журналиста. Дополнительная информация.
Создание
публицистического
текста.
Социологическая
деятельность.
Выпуск
учебной газеты. Подведение итогов обучения.
Освоение программ Microsoft Office Word,
Publisher, Rower Point, Photoshop.
3 год обучения. Номер газеты. Оформление в
газете, иллюстрирование. Социологические
опросы, акции. Реклама в журналистике.
Дайджест
молодеF жной
прессы.
Редактирование,
веF рстка.
Проектная
деятельность.
Тестирование, устный опрос, наблюдение,
практическая работа, творческая работа
2.3.Календарно-тематическое планирование
Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий,
количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году
обучения( см. стр._22_)
Организационно-педагогические условия
Методическое обеспечение ДОП
(методики, технологии)
Методика подготовки юных журналистов
ориентирована
на
самореализацию
школьников.
Теоретические
разделы
5
3.2
3.3
Метод. виды продукции
Условия реализации ДОП
(ресурсы для проведения
занятий)
3.4
Используемая литература
программы изучаются с использованием
исследовательских
методов
обучения.
Проектные технологии активно используются
в методике данной программы как при
изучении отдельной темы, так и целого
раздела. Самый эффективный способ усвоения
материала – практика. Изучение каждого
раздела программы завершают практические
занятия, где через систему тренингов юные
журналисты формируют навыки сбора,
обработки
информации,
написания
и
корректирования текстов в различных жанрах
публицистики и художественной литературы.
Газеты, буклеты, фотографии,
1.Методические разработки занятий
2.Ноутбук
3.Бумага
4.Ручки
5.Фотоаппарат
1. Ворошилов В.В. История журналистики
России. Конспект лекций. СПб, 2010
2. Грабельников А.А. Русская журналистика на
рубеже тысячелетий. Итоги и
3. перспективы. М., 2010
4. Грабельников А. А.Работа журналиста в
прессе. М., 2011
5. Дзялошинский
И.
Информационное
пространство России: структура, особенности
функционирования, перспективы эволюции.
М. 2011
6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия –
журналист. Ростов-на-Дону. 2012
7. Корконосенко
С.
Основы
теории
журналистики. СПб., 2010
8. Лазутина
Г.В.
Основы
творческой
деятельности журналиста. М., 2009
9. Горохов В.М. Основы журналистского
мастерства. М., 2012
10. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и
издательские технологии в школе / Вкладка
в ―БШ‖ №13, 15, 16. 2009 год
11. Прохоров Е.П. Введение в теорию
журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во
МГУ, 2011.
6
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно-правовая база
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных правовых
документов:
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
-Приказf Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительнымобщеобразовательным программам;
-Постановления
Главного государственного санитарного
врача
Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-Устава МОУ ДО «Турунтаевский ДДТ» (15.09.2021).
1.2.Основные характеристики программы
Направленность
программы:
техническая.
Техническое
направление
ориентировано на развитие творческих и технических способностей и умений. Обучение
по программам технической направленности способствует формированию логического
мышления, умения анализировать и конструировать, что имеет большое значение для
научно-технического и социально-экономического потенциала общества и государства.
Актуальность программы. Одной из актуальных проблем общества на
сегодняшний день остается развитие грамотной устной и письменной
речи. Культура
речи играет огромную роль в жизни не только взрослого человека, но и ребенка. Речь
является средством самоутверждения юной личности и предоставляет возможность
конкретному ребенку свободно высказывать свое мнение, отстаивать интересы и
познавать окружающий его мир. Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный журналист» направлена на формирование и развитие коммуникативных умений и
навыков, а также развитие творческого потенциала обучающихся.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы
«Юный журналист» является то, что она создаёт условия для продуктивной творческой
деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их
осуществлению. Знания, умения и навыки, которые обучающиеся получат в ходе
реализации программы творческого объединения, можно активно использовать на
уроках русского языка и литературы, информатики, в работе школьного медиацентра, а
7
также повседневной жизни. Программа сочетает в себе основные виды познавательной
активности, направленных на формирование универсальных учебных действий. Знания,
умения и навыки, полученные обучающимися во время освоения программы «Юный
журналист», будут направлены на создание и реализацию районной школьной газеты.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и
издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение.
Программа кружка дает возможность использовать навыки, полученные во время
обучения основам журналистского мастерства, в системе массовой коммуникации
общества. Благодаря знаниям в объединении « Юный журналист» учащиеся учатся
работать коллективно, решать вопросы с учетом интересов окружающих людей, учатся
контактировать с разными людьми, помогать друг другу.
Цель программы: формирование представления о первоначальных умениях и
навыках профессии журналиста; создание условий, обеспечивающих развитие творческих
способностей детей.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1. Повышение уровня ИКТ - компетенций обучающихся. Изучение компьютерных
программ, используемых при монтаже и обработке фото и видеоматериала.
2. Обучение выступлению перед публикой и камерой.
3. Обучение первоначальным знаниям о журналистике
4. Обучение основным принципам и законам написания и редактирования
публицистического, художественного и научного текстов;
Развивающие задачи:
1. Развитие ораторских навыков; освоение техники культуры речи;
2.Развитие творческих и коммуникативных способностей, развитие актеF рских
способностей и навыков;
3. Развитие умения импровизировать, сочинять, фантазировать т.е. творчески
относится к поставленной задаче.
4. Развивать у детей способности к логическому, творческому мышлению.
5. Создавать условия к саморазвитию воспитанников.
6. Способствовать к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии.
Воспитывающие задачи:
1. Создание условий для успешной социализации.
2. Воспитание интереса к общению с информацией и обширной аудиторией.
3. Воспитание воли, стремление доводить начатое дело до конца.
8
4. Воспитание объективного отношения к себе, к своим поступкам, чувство
самоконтроля.
5. Воспитание общепринятых норм и правил поведения в обществе.
Возраст
обучающихся, участвующих
в
реализации
дополнительной
образовательной программы: 9-15 лет.
1.3.Объём программы
Общее количество часов на весь период обучения программе составляет 576 часов:
-1 год обучения-144 часа;
-2 второй год обучения- 216 часов;
-3 третий год обучения-216 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения: ежегодно в течение 9 месяцев, 108
учебных недель (36 учебных недель в год).
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Год обучения Количество
занятий в
неделю
1 год
2 раза
Продолжительность Недельная
одного занятия
нагрузка
Количество
часов в год
45 минут
4
144
2 год
3 раза
45 минут
6
216
3 год
3 раза
45 минут
6
216
1.4. Формы и методы организации образовательного процесса
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы работы:
✓
✓
Словесные (беседа, анализ литературы, рассказ, объяснение);
Наглядные (объяснительно-иллюстративный
метод,
метод
демонстраций :показ стендов, презентаций);
✓
практические
✓
-интерактивные методы («дебаты», «микрофон», «мозговой штурм», «метод
(дидактические
игры,
выполнение
творческих
работ:
написание статей, заметок, создание школьных газет);
проектов», «дерево решений» и т.д.).
Формы и способы подведения итогов реализации образовательной программы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
✓ Предварительный контроль (Диагностика сформированности коммуникативных и
информационных умений);
✓ Методами текущего контроля являются: наблюдение, опрос, анкетирование и
практические задания (написание статей, заметок, создание репортажей и т.п.);
9
✓ Периодический контроль: тестирование, письменные работы, создание творческих
работ
✓ Формами
итогового
контроля,
позволяющими
проанализировать
развитие
способностей каждого ребенка, являются: открытые занятия по созданию школьных газет,
создание и выпуск газет, итоговые занятия, результаты участия в конкурсах районного и
республиканского уровня.
1.5.Планируемые результаты
В результате обучения программе учащиеся овладеют следующими знаниями,
умениями и навыками:
-повышение уровня сформированности коммуникативных, информационных и
технологических умений;
-умение
организовывать
совместную
деятельность
с
руководителем
и
сверстниками;
-владение первоначальными знаниями журналистики; основными принципами и
законами написания и редактирования публицистического, художественного и научного
текстов;
-повышение уровня сформированности ораторского искусства и публичного
выступления;
-владение начальными навыками работы с компьютерными программами,
используемых при монтаже и обработке фото и видеоматериала, создании газет;
- развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания
очерков, статей, эссе, репортажей.
-развитие умений пользования программами MicrosoftOfficeWord, Publisher,
RowerPoint, Photoshop
10
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Наименование
п\п
разделов, тем
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие. Техника
2
2
4
1.
безопасности,
поведения
в
Количество часов
Форма
правила
контроля
Наблюдение,
опрос,
учреждении.
входная
Понятие о журналистике и
диагностика
профессии журналиста.
2.
СМИ.
Редакция
Функции
газеты.
4
10
14
сотрудников
опрос,
редакции.
3.
Наблюдение,
тестирование
Информация. Способы сбора
4
12
16
и обработки информации
Наблюдение,
опрос,
творческая
работа
4.
Название,
рубрика,
заголовок.
Анализ
4
6
10
Наблюдение,
опрос,
информационных изданий
творческая
работа
5.
Языковые
средства
6
20
26
публицистического
высказывания:
Наблюдение,
опрос,
свойства
конкурс
устной речи, техника речи
качества письменной речи
6.
7.
Жанры журналистики:
6
24
30
Наблюдение,
заметка,
опрос,
интервью,
творческая
репортаж
работа
Основы работы с
6
16
22
Наблюдение,
программамиMicrosoft
опрос,
Office
защита работ
Word,
Publisher,
Power Point
8
Выпуск
информационных
2
18
11
20
Наблюдение,
изданий:
коллажей,
плакатов,
опрос,
малоформатных
защита работ
газет.
9
Итоговое занятие
-
2
2
Защита
проектов
Итого:
34
110
12
144
2 год обучения
№
Наименование
п\п
разделов, тем
1
Вводное
Количество часов
занятие.
Форма
Теория
Практика
Всего
контроля
6
18
24
Устный опрос,
Техника безопасности,
наблюдение,
правила поведения в
тестирование
Центре.
Культура
профессии
журналиста.
Свобода
слова.
Нормы
общения,
речевой
этикет.
2
Стилевые особенности
6
15
21
публицистического
Устный опрос,
наблюдение
высказывания.
3
Дополнительная
6
информация
12
18
в
процессе
создания
газетного
текста.
Методы
Устный опрос,
наблюдение
сбора
информации
4
Обработка
3
18
21
информации. Создание
Устный опрос,
письменная
публицистического
работа
высказывания
5
Публицистические
3
12
15
жанры журналистики.
творческая
Очерк
6
Публицистические
работа
3
12
15
жанры журналистики.
Публицистические
работа
3
12
15
жанры журналистики.
Социологическая
Устный опрос,
творческая
Эссе
8
Устный опрос,
творческая
Статья
7
Устный опрос,
работа
3
12
13
15
Устный опрос,
деятельность
в
наблюдение
журналистике
9
Освоение программ
6
18
24
Microsoft Office Word,
Творческая
работа,
Publisher, Rower
тестирование
Point, Photoshop
10
Выпуск
стендовой
учебной
газеты.
Итоговое
форме
занятие
6
24
30
Творческая
работа,
в
Защита
презентации
проектов
результатов
деятельности.
11
Мероприятия
-
18
18
объединения и участие
в
участия в
мероприятиях
мероприятиях
Центра
Итого:
Результаты
45
171
14
216
3 год обучения
№
п\п
Наименование
разделов, тем
Количество часов
Форма
контроля
Теория
Практика
Всего
Вводное
занятие.
Техника безопасности
при
работе
с
компьютером.
Правила поведения в
учреждении
и
общественных местах.
Номер газеты
Оформление газеты,
разновидности
иллюстрирования
Социологические
опросы,
акции
в
процессе
сбора
информации
Реклама
в
журналистике
3
12
15
Устный опрос,
наблюдение,
защита газеты
6
18
24
6
18
24
Устный опрос,
творческая
работа
Устный опрос,
творческая
работа
6
12
18
5.
Дайджест молодеF жной
прессы
6
12
18
6.
Технология
газеты
6
27
33
7.
Редактирование,
веF рстка.
6
12
18
8.
Выпуск
газеты
электронном виде.
в
9
18
27
Подведение
итогов
обучения.
10. Мероприятия
объединения и участие
в
мероприятиях
Центра
Итого:
3
3
6
-
33
33
51
165
216
1.
2.
3.
4.
9.
выпуска
15
Наблюдение,
творческая
работа
Устный опрос,
письменная
работа
Творческая
работа,
наблюдение
Устный опрос,
наблюдение,
тестирование
Защита газеты,
творческая
работа
Награждение,
защита работ
Результаты
участия в
мероприятиях
Раздел 3.Содержание программы
1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми, программой. Проведение инструктажей по технике
безопасности.
Проведение тестирования на выявление знаний о профессии журналиста.
Знакомство с историей журналистики, спецификой профессии журналиста.
Тема 2.СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции.
Теория. Средства массовой информации. Знакомство с образцами печатной
продукции.
Практика. Экскурсия в редакцию районной газеты «Прибайкалец». Деловая игра
«Я журналист».
Тема 3. Информация. Способы сбора и обработки информации.
Теория. Понятие «информация». Виды информации. Способы сбора информации.
Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты, тезисный план.
Практика. Анализ литературы. Отработка методов обработки информации.
Тема 4. Название, рубрика, заголовок. Анализ информационных изданий
Теория. Понятия: «название», «рубрика», «заголовок».
Практика. Анализ информационных изданий. Определение названия детской
газеты, создание рубрик, подбор тем и создание заголовков публицистических
высказываний.
Тема 5. Языковые средства публицистического высказывания: свойства
устной речи, техника речи качества письменной речи.
Теория. Свойства устной речи: тон, темп. Техника устной речи: речевое дыхание,
качества голоса, дикция и орфоэпия (приложение №3). Письменная речь: правильность,
точность,
чистота,
логичность,
богатство,
выразительность,
уместность.
Публицистический стиль языка и речи.
Практика.
Выполнение
дыхательных
упражнений,
работа
над
совершенствованием свойств и качеств голоса, дикционная гимнастика. Анализ
письменных текстов, определение стилевой принадлежности, устранение языковых
ошибок.
Тема 6. Жанры журналистики: заметка, интервью, репортаж.
Теория.
Информационные
жанры:
«заметка»,
«интервью»,
«репортаж».
Композиция высказывания. Использование языковых средств. Название заметки. ПриеF мы
16
привлечения внимания читателей. Выбор темы репортажа. Анализ ситуации. Техника
работы: наблюдение, детали, яркие зарисовки, создание точной модели события с
изображением подробностей и специфических особенностей.
Практика. Написание заметок, анализ и корректировка текстов. Составление
перечня вопросов. Работа в жанре интервью, анализ текстов. Создание текстов в жанре
репортажа.
Тема 7. Основы работы с программами Microsoft Office Word, Publisher, PowerPoint
Теория. Знакомство с программами. Функции и особенности программ Microsoft
Office Word, Publisher, Power Point.
Практика. Создание
текстового
документа
в
программе
Microsoft Office Word. Создание презентации в программе Microsoft Power Point. Создание
титульного листа газеты в программе Microsoft Office Publisher.
Тема
8.
Выпуск
информационных
изданий:
плакатов,
коллажей,
малоформатных газет.
Практика. Проектная деятельность. Создание коллажей, буклетов, плакатов.
Презентация работ.
Тема 9.Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение активных учащихся
2 год обучения
Тема 1. Культура профессии журналиста.
Теория. Культура труда журналиста, профессиональная этика. Нормы поведения и
речи. Речевой этикет
Практика. Составление кодекса журналиста. Нормы поведения и речи. Речевой
этикет. Ситуативные упражнения «Учимся общаться». Упражнения на отработку норм
речевого этикета.
Тема 2. Стилевые особенности публицистического высказывания.
Теория.
Нормы
функционального
стиля
речи.
Грамматические
средства
публицистического стиля. Использование выразительных средств языка.
Практика. Анализ языковых средств публицистического высказывания.
Тема 3. Дополнительная информация.
Теория. Работа с дополнительными источниками информации. Методы сбора и
обработки дополнительного материала. Использование документального материала в
публицистических высказываниях.
Практика. Работа с книгой, газетой, журналом.
Тема 4. Создание публицистического текста.
17
Теория. Элементы композиции текста. Роль вступления. Основной и частный
тезисы
высказывания. Лингвистический
анализ
публицистических
высказываний.
Редактирование текста. Практика.
Создание письменного текста на заданную тему. Редактирование текстов.
Тема 5. Публицистические жанры журналистики .Очерк.
Теория. Работа над очерком. Сбор материала: документов, цифр, фактов, опрос
общественного мнения. Языковые особенности очерка. Редактирование очерка.
Практика. Определение темы очерка. Сбор материала. Написание очерка на
заданную тему.
Тема 6. Публицистические жанры журналистики. Статья.
Теория. Подготовка к созданию высказывания в жанре аналитической статьи.
Композиция статьи. ПриёF мы привлечения внимания.
Практика. Определение проблематики статьи. Подбор и обработка материала.
Редактирование текста.
Тема 7. Публицистические жанры журналистики. Эссе.
Теория. Выбор темы эссе. Создание высказывания на основе основного тезиса.
РазвеF ртывание аргументов высказывания в жанре эссе.
Практика. Создание эссе на темы, предложенные корреспондентами.
Тема 8. Социологическая деятельность.
Теория. Социологические опросы. Определение цели и темы опроса. Анализ
полученных результатов. Использование информации в газете.
Практика.
Составление
плана
социологической
акции.
Проведение
социологических опросов. Обработка результатов опроса. Использование информации в
детской газете.
Тема 9.Освоение программ Microsoft Office Word, Publisher, Rower Point,
Photoshop Теория. Функции и особенности Photoshop. Управление шаблонами
Microsoft Office Word, Publisher, Rower Point.
Практика. Оформление текстового документа Microsoft Office Word. Обработка
фотографий
в
программе
Photoshop.
Создание
презентации
в
программе Microsoft Office, RowerPoint. Оформление дизайна печатных изданий в
программе Microsoft Office Publisher
Тема 10. Выпуск учебной газеты. Подведение итогов обучения
Теория. Графическая модель газеты. Макет номера. Виды шрифтов. Выпуск
газеты.
Практика. Оформление газеты. Выставка готовых материалов (папки работ
18
обучающихся). Презентация стендовой газеты
Тема 11. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях Центра
Практика. Создание газет: «Школьные новости», «Мир глазами ребенка. Сбор и
обработка материалов. Создание макета и оформление. Защита проектов.
3 год обучения
Тема 1. Номер газеты.
Теория. Презентация «История создания газеты». Имидж газеты и ееF номер. Язык
газеты. Рубрики и заголовки.
Практика. Анализ информационных изданий. Создание тематических коллажей с
различными рубриками.
Тема 2. Оформление в газете, иллюстрирование.
Теория. Фотоиллюстрации. Нефотографические иллюстрации.
Практика. Создание фотостендов. Иллюстрирование газетных материалов.
Тема 3. Социологические опросы, акции.
Теория. Методика проведения опросов, сценарии акций.
Практика. Создание сценариев социологических акций «Мой любимый учитель»,
«Что мы называем народным единством», «Новогодние фантазии», «Главный человек в
моей судьбе», «Давайте помечтаем», «Этих дней не смолкнет слава».
Тема 4. Реклама в журналистике.
Теория. Роль рекламы. Разновидности рекламы.
Практика. Создание рекламных текстов, проведение рекламных акций на
определеF нные темы.
Тема 5. Дайджест молодеN жной прессы.
Теория. Систематизация материала, критерии отбора информации. Знакомство со
сборниками молодеF жных редакций.
Практика. Анализ детской и молодёF жной прессы. Создание информационных
тематических сборников «Школьные новости», «Моя семья», «Я - гражданин», «Милый
сердцу край», «Будни и праздники», «В творческой мастерской».
Тема 6. Технология выпуска газеты.
Теория. Сбор, обработка и распространение информации. Работа с электронными
программами «Word», «Power Point», «Publisher», «Photoshop»
Практика. Выполнение творческих заданий, работа с источниками информации,
создание публицистических текстов, выпуск газеты в электронном виде.
Тема 7. Редактирование, веN рстка.
Теория. Особенности веF рстки и макетирования, редактирование, рецензирование,
19
работа корректора. Практика. Создание макетов газеты, подготовка номера к выпуску.
Тема 8. Выпуск газеты в электронном виде.
Теория. Создание номеров газеты в стенной печати и в электронном виде.
Практика. Выпуск газеты
Тема 9. Подведение итогов обучения. Итоговый контроль, зачеF тные задания.
Тема 10.Проектная деятельность.Практика.
20
Раздел 4.Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ Месяц
п/п
1
2
3
Число
Время
проведе
ния
Форма занятия
Количество
часов
ВВЕДЕНИЕ (4ч.)
теория
2
Техника безопасности, правила
поведения в учреждении. Понятие
о журналистике и профессии
журналиста.
практика
2
Диагностическая
работа
по
выявлению знаний о профессии
журналиста
СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции (14ч.)
теория
2
Средства массовой информации
4
теория
2
5
практика
2
6
7
8
9
Тема занятия
Функции сотрудников редакции.
Место
Форма
проведения контроля
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение,
опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
Диагностическ
ая работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Опрос
Разбор газеты Прибайкальского
района «Прибайкалец»
практика
2
Знакомство с образцами печатной
продукции
практика
2
Знакомство
с
детскими
и
подростковыми СМИ
практика
2
Интернет
как
наиболее
оперативное
средство
распространения информации.
практика
2
Деловая игра «Я журналист»
ТДДТ,
Кабинет 2
Информация. Способы сбора и обработки информации (16ч.)
21
Наблюдение,
опрос
Опрос
Устный опрос,
наблюдение
Устный опрос
Устный опрос
Творческая
работа
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
понятием ТДДТ,
Устный опрос
Кабинет 2
теория
2
ТДДТ,
Устный опрос
Кабинет 2
практика
2
Способы сбора информации.
ТДДТ,
Наблюдение,
Кабинет 2
опрос
практика
2
Методы обработки информации: ТДДТ,
Наблюдение,
Кабинет 2
выписки
опрос
практика
2
Методы обработки информации: ТДДТ,
Наблюдение,
Кабинет 2
цитаты
опрос
практика
2
Методы обработки информации: ТДДТ,
Наблюдение,
Кабинет
2
конспекты
опрос
практика
2
Методы обработки информации: ТДДТ,
Наблюдение,
Кабинет
2
тезисный план.
опрос
практика
2
Отработка методов обработки ТДДТ,
Творческая
Кабинет
2
информации
работа
Название, рубрика, заголовок. Анализ информационных изданий (10ч.)
теория
2
Знакомство
с
понятиями: ТДДТ,
Устный опрос
«название»,
«рубрика», Кабинет 2
«заголовок».
теория
2
Анализ информационный изданий
ТДДТ,
Устный опрос
Кабинет 2
практика
2
Определение названий газеты
ТДДТ,
Творческая
Кабинет 2
работа
практика
2
ТДДТ,
Создание заголовков и рубрик
Творческая
Кабинет
2
публицистических высказываний
работа
практика
2
Подбор тем для газеты
ТДДТ,
Творческая
Кабинет 2
работа
Языковые средства публицистического высказывания: свойства речи, техника речи, качества письменной речи (26 ч.)
теория
2
Свойства устной речи: тон, темп
ТДДТ,
Устный опрос
Кабинет 2
теория
2
Техника устной речи: речевое ТДДТ,
Устный опрос
теория
2
Знакомство
с
«информация»
Виды информации
22
дыхание, качества голоса, дикция и
орфоэпия
Письменная речи: правильность,
точность,
чистота,
выразительность
Дыхательная гимнастика
25
теория
2
26
практика
2
27
практика
2
28
практика
2
Работа над совершенствованием
свойств и качеств голоса
Дикционная гимнастика
29
практика
2
Анализ письменный текстов
30
практика
2
31
практика
2
Определение
стилевой
принадлежности
Устранение языковых ошибок
32
практика
2
33
34
35
36
37
38
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Письменная
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Упражнения
Анализ работы корреспондентов,
телеведущих
практика
2
Публицистический стиль языка и
речи
практика
2
Актуализация
пройденного
материала
практика
2
Деловая
игра:
«
Ведущий
новостей»
Жанры журналистики: заметка, интервью, репортаж (30ч.)
теория
2
Информационные жанры: заметка
ТДДТ,
Кабинет 2
теория
2
Информационные
жанры: ТДДТ,
Кабинет 2
интервью
теория
2
Информационные
жанры: ТДДТ,
Кабинет 2
репортаж
23
Упражнения
Конкурс
Устный опрос
Работа
с
текстом
Работа
с
текстом
Устный опрос
Минисочинение
Тестирование
Творческая
работа
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
39
практика
2
Композиция высказывания
40
практика
2
Использование языковых средств
41
практика
2
Название заметки
42
практика
2
43
практика
2
Приемы привлечения
читателей
Выбор темы репортажа
44
практика
2
45
практика
2
Техника работы: наблюдение,
детали, яркие зарисовки
Написание заметок
46
практика
2
Анализ и корректировка текстов
47
практика
2
Составление перечня вопросов
48
практика
2
49
50
51
52
53
внимания
Работа в жанре интервью, анализ
текстов
практика
2
Создание
текстов
в
жанре
репортажа
практика
2
Интерактивная
игра
«Жанры
журналистики»
Основы работы с программамиMicrosoft Office Word, Publisher,
PowerPoint ( 22ч.)
теория
2
Знакомство
с
программой
Microsoft Office Word
теория
2
Знакомство
с
программой
Microsoft Office Publisher
теория
2
Знакомство
с
программой
Microsoft Office Power Point
24
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Устный опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Устный опрос
Письменная
работа
Творческая
работа
Устный опрос
Творческая
работа
Устный опрос
Творческая
работа
Наблюдение,
устный опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Кроссворды
Устный опрос
Устный опрос
54
практика
2
55
практика
2
Функции и особенности программ
62
Создание текстового документа в
программе Microsoft Office Word
практика
2
Требования
к
оформлению
документа
практика
2
Создание презентации в программе
Microsoft Office Power Point
практика
2
Требования
к
оформлению
документа
Создание титульного листа газеты
практика
2
в
программе
Microsoft Office Publisher
практика
2
Требования
к
оформлению
документа
практика
2
Актуализация
и
обобщение
полученных
знаний,
умений,
навыков
Выпуск информационных изданий (18ч.)
теория
2
Проект № 1.Создание коллажа
63
практика
2
64
практика
2
65
практика
2
66
практика
2
67
практика
2
68
практика
2
56
57
58
59
60
61
Проект № 1.Создание коллажа.
Защита проекта
Проект № 2.Создание буклета
Проект № 2.Создание буклета.
Защита проекта
Проект № 3.Создание выпуска
газеты. Создание титульного листа
Проект № 3.Создание выпуска
газеты. Создание рубрик.
Проект № 3 Создание выпуска
25
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение,
Устный опрос
Творческая
работа
Устный опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Устный опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Наблюдение
Творческая
работа
Устный опрос
Творческая
работа
Тестирование
Защита
проекта
Наблюдение
Защита
проекта
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
69
практика
70
практика
71
практика
72
практика
№ Месяц
п/п
Число
Время
проведе
ния
Форма занятия
газеты. Оформление.
Проект № 4.Создание выпуска
газеты. Защита проекта
2
Обобщение
и
актуализация
полученных
знаний,
умений,
навыков
2
Обобщение
и
актуализация
полученных
знаний,
умений,
навыков
Подведение итогов (2ч.)
2
Итоги. Награждение
2
2 год обучения
Количество
часов
Тема занятия
Введение (24 часа)
3
Правила поведения в учреждении
Культура труда журналиста,
профессиональная этика.
3
Речевой этикет
1.
теория
2.
теория
3.
практика
3
Нормы поведения и речи
4.
практика
3
Составление кодекса журналиста
5.
практика
3
6.
практика
3
7.
практика
3
Ситуативные упражнения «Учимся
общаться»
Упражнения на отработку норм
речевого этикета.
Создание брошюры «Речевой
этикет»
26
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Защита
проекта
Тестирование
ТДДТ,
Кабинет 2
Тестирование
ТДДТ,
Кабинет 2
Награждение
Место
Форма
проведения контроля
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Устный опрос
тестирование
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
8.
9.
10.
11.
12.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23
практика
3
Защита творческой работы
Стилевые особенности публицистического высказывания(21 час)
теория
3
Нормы
функционального стиля
речи.
теория
3
Грамматические
средства
публицистического высказывания
практика
3
Использование
выразительных
средств
практика
3
Инсценировка басен И.А.Крылова
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
практика
3
Анализ
языковых
средств ТДДТ,
публицистического высказывания. Кабинет 2
практика
3
Практическое занятие. Применение ТДДТ,
средств
художественной Кабинет 2
выразительности в речи.
практика
3
Публичное выступление
ТДДТ,
Кабинет 2
Дополнительная информация( 18 часов)
теория
3
Работа
с
дополнительными ТДДТ,
Кабинет 2
источниками информации.
теория
3
Методы сбора и обработки ТДДТ,
Кабинет 2
дополнительного материала.
практика
3
Использование документального ТДДТ,
материала в публицистических Кабинет 2
высказываниях
практика
3
Работа
с
информационными ТДДТ,
Кабинет 2
источниками: газета, журнал
практика
3
Работа
с
информационными ТДДТ,
Кабинет 2
источниками: интернет, книга
практика
3
Создание
информационного ТДДТ,
Кабинет 2
коллажа.
Создание публицистического текста( 21 час)
теория
3
Обработка информации
ТДДТ,
Кабинет 2
27
Защита работы
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Творческая
работа
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Выступление
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Наблюдение
Устный опрос
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
3
Элементы композиции текста
теория
практика
3
Роль вступления
теория
практика
3
теория
Основной и частный тезисы
практика
высказывания
3
теория
Лингвистический
анализ
практика
высказываний
3
Редактирование текста
теория
практика
3
теория
Создание письменного текста на
практика
заданную тему.
Публицистические жанры журналистики. Очерк( 15 часов)
теория
3
Определение понятия «очерк» и
его языковые особенности
3
Определение темы очерка
теория
практика
теория
3
Сбор материала: документов,
практика
цифр,
фактов,
опрос
общественного мнения
3
теория
Написание очерка на заданную
практика
тему
3
Выступление. Отзыв.
теория
практика
Публицистические жанры журналистики. Статья( 15 часов)
теория
3
Приемы привлечения внимания
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
3
3
3
3
28
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
Композиция статьи
ТДДТ,
Кабинет 2
Определение проблематики статьи ТДДТ,
Кабинет 2
Подбор и обработка материала
ТДДТ,
Кабинет 2
Написание статьи на заданную ТДДТ,
Кабинет 2
тему
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Публицистические жанры журналистики. Эссе( 15 часов)
теория
3
Определение понятия «эссе» и его
особенностей
3
теория
Создание высказывания на основе
практика
основного тезиса.
3
теория
Развертывание
аргументов
практика
высказывания в жанре эссе
3
теория
Создание
эссе
на
темы,
практика
предложенные корреспондентами
3
Выступление. Отзыв
теория
практика
Социологическая деятельность(15 часов)
теория
3
Социологические опросы
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
3
теория
Составление
плана ТДДТ,
Кабинет 2
практика
социологической акции
3
теория
Проведение
социологических ТДДТ,
Кабинет 2
практика
опросов
3
Обработка результатов.
ТДДТ,
теория
Кабинет 2
практика
3
теория
Использование
информации в ТДДТ,
Кабинет 2
практика
газете
Освоение программ Microsoft Office Word, Publisher, Rower Point, Photoshop(24 часа)
теория
3
Функции и особенности Photoshop ТДДТ,
Кабинет 2
теория
3
Управление шаблонами Microsoft ТДДТ,
Office Word, Publisher, Rower Point Кабинет 2
теория
3
ТДДТ,
Структура и состав программ
практика
Кабинет 2
мMicrosoft Office Word, Publisher,
Rower Point
3
теория
Оформление текстового документа ТДДТ,
Кабинет 2
практика
Microsoft Office Word
3
теория
Обработка
фотографий
в ТДДТ,
Кабинет 2
практика
программе Photoshop
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
29
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
55
теория
практика
3
56
теория
практика
3
57
58
Создание самопрезентации
в
программе Microsoft Office Rower
Point
Оформление дизайна печатных
изданий
в
программе
Microsoft Office Publisher
Защита творческих работ. Отзывы
3
теория
практика
Выпуск учебной газеты. Подведение итогов обучения( 30 часа)
теория
3
Определение темы
59
теория
3
Сбор и обработка материала
60
3
Макет номера
3
Виды шрифтов.
3
Графическая модель газеты
3
Оформление газеты
3
Выставка готовых материалов
3
Презентация стендовой газеты
3
Презентация стендовой газеты
67
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
3
Презентация стендовой газеты
68
практика
61
62
63
64
65
66
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Проектная деятельность (24 часа)
3
Проект № 1.Газета «Школьные ТДДТ,
новости». Сбор и обработка Кабинет 2
материала
30
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
69
практика
3
70
практика
3
71
практика
3
72
практика
3
Проект № 1.Газета «школьные
новости». Макет и оформление
номера.
Проект № 1.Выпуск газеты. Защита
проекта
Проект № 2.Газета «Мир глазами
ребенка»
Проект № 2.Газета «Мир глазами
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
3 год обучения
№ Месяц
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Число
Время
проведе
ния
Форма занятия
Теория
Количество
часов
3
Тема занятия
Вводное
занятие.
Правила
поведения в учреждении. Техника
безопасности
при
работе
с
компьютером.
Вводное занятие. Номер газеты (15 часов)
3
История создания газеты
Теория,
практика
3
Имидж газеты и её номер
Теория,
практика
3
Язык газеты. Рубрики и заголовки
Теория,
практика
3
Теория,
Создание тематических коллажей
практика
с различными рубриками
Оформление газеты, разновидности иллюстрирования (24 часа)
Теория
3
Фотоиллюстрации
практика
Теория
3
Нефотографические иллюстрации
практика
31
Место
Форма
проведения контроля
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
8
9
10
11
12
13
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория и
практика
3
Создание фотостендов
3
3
Иллюстрирование
материалов
Иллюстрирование
материалов
Правила
и
оформления газет
Заголовок газеты
3
Дизайн газеты
3
3
газетных
газетных
особенности
Теория,
практика
3
Методика проведения опросов
15
Теория
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
практика
3
Сценарии акций
17
18
19
20
21
Творческая
Работа
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
Работа
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
Работа
Творческая
Работа
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
Работа
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Социологические опросы (24часов)
14
16
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Создание сценария акции «Мой ТДДТ,
любимый учитель»
Кабинет 2
Создание сценария акции «Что мы ТДДТ,
называем народным единством»
Кабинет 2
Создание
ТДДТ,
«Новогодние фантазии»
Кабинет 2
Создание «Главный человек в моей ТДДТ,
судьбе»
Кабинет 2
Создание сценария акции «Давайте ТДДТ,
помечтаем»
Кабинет 2
Создание сценария акции «Этих ТДДТ,
дней смолкнет слава»
Кабинет 2
3
3
3
3
3
3
Реклама в журналистике(18 часов)
32
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
практика
Теория,
практика
Теория,
практика
3
Реклама
ТДДТ,
Кабинет 2
3
Роль рекламы
ТДДТ,
Кабинет 2
3
Разновидности рекламы
ТДДТ,
Кабинет 2
3
Создание тестов
ТДДТ,
Кабинет 2
3
Рекламная акция на тему «Конкурс» ТДДТ,
Кабинет 2
Рекламная акция на тему
ТДДТ,
3
«Творческие объединения ТДДТ»
Кабинет 2
Дайджест молодежной прессы(18 часов)
3
Систематизация
материала,
критерии отбора информации
3
Знакомство
со
сборниками
молодежных редакций
3
Анализ детской и молодежной
прессы
3
Создание
информационного
сборника «Школьные новости»
3
Создание
информационного
сборника «Милый сердцу край»
3
Создание
информационного
сборника «Моя семья»
Технология выпуска газеты 33 (часа)
3
Сбор и обработка материала
3
Распространение материла
3
Работа с источниками информации
33
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
работа
Защита
проекта
Защита
проекта
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Анализ
и
обощение
Защита
проекта
Защита
проекта
Защита
проекта
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
практика
Теория,
Практика
3
Написание статьи в программе
MicrosoftOfficeWord
Написание заметок в программе
MicrosoftOfficeWord
Подготовка фотоматериала
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Защита
проекта
Теория,
практика
Теория,
3
Особенности макетирования
практика
3
Особенности редактирования
Теория,
Практика
3
Работа корректора
Теория,
Практика
3
Создание макетов газеты
Теория,
Практика
3
Подготовка номера к выпуску
Теория,
Практика
Выпуск газеты в электронном виде( 27 часов)
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
работа
Защита
проекта
Теория,
практика
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
3
3
3
3
Редактирование фото в программе
Photoshop
Создание макета газеты
в
программе MicrosoftOfficePublisher
Создание
оформление
газеты
MicrosoftOfficePublisher
Пробный
выпуск газеты в
3
Выпуск номера газеты
3
3
Редактирование, верстка(18 часов)
3
Особенности верстки
3
Создание номеров газет в стенной
печати
34
52
Теория,
практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
Теория,
Практика
3
56
Теория,
Практика
3
57
Теория,
Практика
3
58
Теория,
Практика
3
59
Теория, практика
3
53
54
55
Создание номеров газеты в
электронном виде
Создание номера «Это интересно».
Сбор и обработка материала.
Создание номера «Это интересно».
Создание макета газеты
Создание номера «Это интересно».
Выпуск газеты с электронном виде
и стенной печати
Создание номера «Репортаж с
места событий». Сбор и обработка
материала
Создание номера «Репортаж с
места событий». Создание макета
газеты.
Создание номера «Репортаж с
места событий». Выпуск газеты с
электронном виде и стеннойпечати
Обсуждение и корректировка работ
3
3
3
Проектная деятельность( 33 часа)
60
Практика
3
Проект №1 «Стенгазета»
61
Практика
3
Проект № 1 «Стенгазета»
62
Практика
3
Проект № 1 «Стенгазета»
63
Практика
3
Проект № 2 «Фоторепортаж»
64
Практика
3
Проект № 2 «Фоторепортаж»
65
Практика
3
Проект № 2 «Фоторепортаж»
35
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Защита
проекта
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
ТДДТ,
Кабинет 2
Защита
проекта
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Практическая
работа
Защита
проекта
Наблюдение
Устный опрос
Творческая
работа
Защита
проекта
66
Практика
3
Проект № 3 «Видеорепортаж»
67
Практика
3
Проект № 3«Видеорепортаж»
68
Практика
3
Проект № 3«Видеорепортаж»
69
Практика
3
Проект № 4 «Коллаж»
70
Практика
3
Проект № 4 Коллаж
71
Теория,
практика
Теория,
практика
72
Подведение итогов обучения (3 часа)
3
Подведение итогов обучения
3
Награждение
36
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Творческая
работа
Практическая
работа
Защита
проекта
Наблюдение
Устный опрос
Защита
проекта
ТДДТ,
Кабинет 2
ТДДТ,
Кабинет 2
Наблюдение
Устный опрос
Награждение
\
Раздел 5.Методическое обеспечение программы
Методика подготовки юных журналистов ориентирована на самореализацию
школьников. Обучаясь основам журналистики, они приобретают социальный и
эмоциональный опыт, самостоятельность суждений.
Все разделы программы ориентированы на достижение конкретного результата
(учебный проект, создание собственного текста, собственной газеты). На занятиях кружка
практикуется создание особой эмоциональной среды (импровизированной редакции
журнала, литературной гостиной, круглого стола).
Теоретические
разделы
программы
изучаются
с
использованием
исследовательских методов обучения. Знакомя ребят с азами издательской деятельности
(создание макета номера журнала, выбор названия издания, редактирование материала,
виды сбора информации и т.д.), можно предложить самостоятельно проанализировать
несколько номеров различных журналов, сравнив их по нескольким критериям, подобрать
варианты названия, структуры, оформления журнала, мотивировав свой выбор. Ситуация
поиска,исследования
создается
на
занятии
благодаря
заданию-
индуктору,
привлекающему своей оригинальностью, новизной, значимостью обсуждаемой проблемы.
Проектные технологии активно используются в методике данной программы как
при изучении отдельной темы, так и целого раздела. В практической части программы
указаны различные формы учебных проектов: создание собственного текста. Все учебные
проекты
предполагают
широкое
использование
компьютерных
технологий
и
информационных ресурсов сети Интернет.
При работе над проектом выдвигается значимая проблема, прогнозируется
ожидаемый результат. Необходимо планирование всех этапов исследовательской,
творческой работы. При создании групповых проектов используется метод мозгового
штурма, когда члены команда, реализующей данный проект, высказывают самые
различные идеи, из них выбираются наиболее удачные гипотезы, которые и исследуются.
Самый эффективный способ усвоения материала – практика. Изучение каждого
раздела программы завершают практические занятия, где через систему тренингов юные
журналисты
формируют
навыки
сбора,
обработки
информации,
написания
и
корректирования текстов в различных жанрах публицистики и художественной
литературы. На тренинге «Как создать редакцию школьного журнала?» используется
метод ролевой игры: каждый член команды получает и исполняет определенную роль
(редактор, корреспондент, корректор и т. д.) с целью решения конкретной учебной задачи
– создание макета номера журнала.
«Творческая индивидуальность в журналистике» используется метод кейса:
создается проблемная ситуация, требующая определения критериев творческой личности
вообще и в журналистике в частности. Подобный тренинг, проводимый в форме
дискуссии, помогает развивать коммуникативные качества учащихся, вырабатывает
навыки ведения дискуссии, учит аргументированно доказывать свою точку зрения, что
очень важно для формирования журналистской этики.
Несмотря на то, что в журналистике очень важную роль играет понятие творческой
индивидуальности, выпуск школьного журнала – это коллективный продукт, поэтому
необходимо развивать умения работать в группе. На тренинге «Как создать редакцию
школьного журнала?» учащиеся применяют свои знания теории различных жанров
публицистики и художественной литературы в нестандартной ситуации: за определенное
время моделируют ситуацию из журналистской практики и коллективно создают
творческий продукт – макет журнала. Данная форма обучения не только развивает
коммуникативные качества юных журналистов, их творческие способности, но и
обогащает их эмоциональный опыт.
Раздел 6.
Список литературы
1. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. СПб, 2010
2. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и
перспективы. М., 2010
3. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2011
4. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности
функционирования, перспективы эволюции. М. 2011
5.Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 2012
6. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 2010
7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2009
8. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 2012
9. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка
в ―БШ‖ №13, 15, 16. 2009 год
10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во
МГУ, 2011.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ресурсы Интернета
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей ―Открытый урок‖
на сайте WWW: http://www.1september.ru
Литература для учащихся:
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М.,
2008
www.proshkolu.ru
www.testoch.com
www.festival.1september.ru
41
Методическая литература для детей
1.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 2014
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин.- М., 2013
3. Розенталь Д.Э. А Как лучше сказать? – М., 2014
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 2014
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 2014
42